Время, вперёд? Только не это!
Жители Коми не хотят уходить из московской часовой зоны
Жители Коми не хотят уходить из московской часовой зоны
Поправки в федеральный закон «Об исчислении времени», поступившие в Государственную думу РФ в начале года, вызвали серьёзную озабоченность в Республике Коми. Авторы поправок включили регион в третью часовую зону, в которой время обгоняет московское на один час. Однако, согласно исследованиям, 84 процента местных жителей хотели бы, чтобы республика осталась в одном часовом поясе со столицей. Ведь иначе регион будет жить в разном времени с соседями, и значительной части населения придётся постоянно переводить стрелки часов.
Вообще-то в давние советские времена регион жил по местному времени, отличающемуся от московского на один час. Но выгоду от такого различия жители региона видели только в том, что Новый год можно было с чистой совестью отмечать дважды – сначала по местному времени, а потом по Москве. Во всём остальном больше недостатков. Командированные и отпускники после прибытия в Москву, Ленинград или даже в соседние Вологодскую и Кировскую области вынуждены были переводить стрелки часов. А с началом на территории республики трансляции Центрального телевидения люди стали позже москвичей ложиться спать. Что поделать, если очередная серия «Семнадцати мгновений весны» заканчивалась после полуночи? Особенно мучились родители, чьи дети не желали идти в постель, не посмотрев (на час позже своих московских сверстников) передачу «Спокойной ночи, малыши!».
Поэтому, после того как во второй половине 1970-х по просьбе Совета Министров Коми АССР республику включили в один часовой пояс с Москвой, никто не выразил неудовольствия.
Между тем авторы поправок в закон «Об исчислении времени», включив Коми в третью часовую зону, посчитали, что таким образом они максимально приближают республику к часовым поясам всемирного координированного времени. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что это позволит устранить вредное влияние на здоровье граждан существующего сейчас опережения времени, будет способствовать снижению заболеваемости и смертности, а в долгосрочной перспективе положительно отразится на темпах экономического роста. Но участники круглого стола, прошедшего в Государственном совете Коми и посвящённого обсуждению этих поправок, думают совсем иначе.
Первый заместитель министра экономического развития Коми Андрей Черноусов сообщил, что в течение последних трёх лет в республике проводился мониторинг по возможным последствиям изменений в исчислении времени. Он показал, что серьёзных перемен в структуре потребления электроэнергии, режиме работы предприятий, транспорта и связи с отменой зимнего времени не произошло. То же самое касается здоровья граждан и поведения детей.
Поэтому, по мнению заместителя министра, нет никакого смысла отказываться от московского времени. Жители республики к нему уже привыкли. К тому же Коми – северный регион, и на его территории московское декретное время фактически совпадает с астрономическим. Кроме того, у республики налажены прочные транспортные связи с Архангельской, Вологодской и Кировской областями, которые остаются в зоне московского времени.
Министр здравоохранения Коми Ярослав Бордюг заявил, что имеющиеся на сегодня медико-биологические и социологические исследования недостаточны для того, чтобы констатировать резкое ухудшение здоровья жителей страны. А то, что сказано в пояснительной записке, считает министр, просто «притянуто за уши». Между тем если будут разные часовые пояса с Москвой, то люди, выезжающие в командировки, будут каждый раз переходить, условно говоря, с летнего времени на зимнее, а затем с зимнего на летнее. То есть испытывать постоянный стресс.
Самой резкой критике поправки к закону «Об исчислении времени» подверг заведующий отделом экологической и медицинской физиологии Института физиологии Коми научного центра Уральского отделения (УрО) РАН Евгений Бойко:
– Россия – огромная страна, и все её территории выше 60 градусов северной широты нельзя мерить общими мерками. И раз регион своеобразный, то он должен сам решать вопрос об установлении того или иного времени. Мы же лучше знаем, чем чиновники в Москве.
Авторы поправок к закону «Об исчислении времени» в качестве примера привели Новосибирск, где установленное зональное время опережает поясное. И вот в этом городе, как говорится в пояснительной записке, в первые пять суток после перевода стрелок весной 2012 года на 11,7 процента увеличились вызовы «скорой помощи» к больным с инфарктами и инсультами и на целых 66 процентов вырос суицид. А ещё за 15 дней после перевода стрелок в Новосибирские произошло на 41 процент больше ДТП, в которых пострадали люди, чем за тот же срок до «удвоения» летнего времени весной 2011 года.
Эти данные вызвали недоумение учёного из Коми. По мнению Евгения Бойко, эти сведения носят не научный, а наукообразный характер и непонятно, почему приводятся данные только по Новосибирску, который расположен значительно южнее, чем Коми, а потому и часовой пояс в тех широтах более протяжённый.
В конечном итоге участники круглого стола пришли к выводу, что отказ от московского времени в Коми нецелесообразен. Поэтому они рекомендовали республиканскому парламенту и временно исполняющему обязанности главы Коми Вячеславу Гайзеру обратиться в федеральные органы власти с предложением включить регион во вторую часовую зону, где действует московское время, а главное – оставить за республикой право самостоятельно принимать решение о переводе её территории из одной часовой зоны в другую.
Только услышат ли чиновников и депутатов из Коми их московские коллеги? Они, как показывает пример с этими поправками, убеждены, что им из Москвы всё-таки виднее.
прямая речь
Ярослав Бордюг, министр здравоохранения Коми:
– У крупного рогатого скота из-за постоянных переходов на зимнее и летнее время снижались удои. Мы с вами являемся подопытными кроликами. Когда у нас меняется время с зимнего на летнее или мы перестаём жить в одном часовом поясе с Москвой, то биологические изменения неизбежны. Любое изменение привычного ритма жизни человека сказывается на его самочувствии и трудовой активности.
Лариса Попова, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра УрО РАН:
– Для перевода региона в другой часовой пояс нужны серьёзные обоснования. Я считаю, что таких обоснований нет. Два года назад Самарская область и Удмуртия перешли в московскую часовую зону. До этого они оставались единственными регионами, где разница с Москвой составляла один час. Очевидно, этот переход был чем-то обоснован, и, согласно поправкам, они в московской часовой зоне и остаются. Исследования физиологов показали, что в каждом часовом поясе продолжительность жизни выше в южных и восточных частях. А мы живём в северной части, у нас вероятны риски для здоровья, сказывающиеся на уменьшении продолжительности жизни. В этой ситуации «северность» можно нивелировать восточным положением в часовой зоне, то есть для нашей республики лучше жить по более западному, московскому времени.
между тем…
Почти весь Северо-Запад живёт «по Москве»Авторы поправок к федеральному закону «Об исчислении времени» решили вполне логично включить большую часть Северо-Западного региона во вторую часовую зону, то есть предполагается, что эти субъекты Федерации будут и дальше жить по московскому времени. Исключения составляют Калининградская область и Республика Коми.
Калининградцы попадают в первую часовую зону, то есть, как и прежде, будут отставать на час от московского времени.
А вот Коми оказалась в третьей зоне и в случае одобрения поправок будет на час опережать Москву. Кроме Коми в этой зоне должны оказаться Башкортостан, Пермский край и Оренбургская область. Заметим, сейчас такой зоны фактически не существует. Постановлением правительства РФ от 31 августа 2011 года нынешняя третья часовая зона обгоняет Москву на два часа и включает в себя девять субъектов Федерации.
Самим выбрать «часовую зону»?Недавно в одной из федеральных газет было высказано предложение предприятиям: не дожидаясь, пока власти решат, по какому времени нам жить, самим решать этот вопрос. То есть, когда сотрудники жалуются, что зимой им тяжело вставать в такую рань, руководство меняет график работы. Если раньше они работали, скажем, с 9 до 18 часов, то теперь будут начинать в 10, а заканчивать в 19.
Может быть, для кого-то это действительно будет выходом. Но не думаю, что такое «самоопределение» станет панацеей. Кто-то завязан на смежниках, кто-то на клиентах и так далее. Тем более тяжело представить большой коллектив, где все придерживаются единого взгляда на летнее и зимнее время. Удовлетворив одних, руководство обязательно обидит других. Так что ничего хорошего от этого не будет.