Пускают под откос?
Проектировщики новой застройки Выборгского района «не заметили» северный участок детской железной дороги
Проектировщики новой застройки Выборгского района «не заметили» северный участок детской железной дороги
Нынешний сезон на северном участке знаменитой Малой Октябрьской железной дороги (МОЖД) может стать последним. На месте исторической трассы, созданной почти сразу же после Великой Отечественной войны для подготовки кадров для железнодорожных служб разрушенных городов страны, петербургские чиновники решили возвести новый малоэтажный жилой массив. Официально об этом ещё, правда, не объявлено, но родители будущих машинистов и начальников станций уже начали бить тревогу.
– У нас внутри родительского коллектива новости расходятся быстро, поэтому мы очень переживаем по поводу возможного закрытия Малой дороги, – рассказал корреспонденту «НВ» отец одного из воспитанников МОЖД. – Куда тогда деваться нашим детям? Видимо, их выгонят на улицу, потому что на всех на южном участке МОЖД места не хватит!
Причина опасений юных железнодорожников и их родителей понятна: несколько дней назад стали известны планы городских властей на участок, в состав которого помимо путей и платформ входит также и небольшой парк. Постановление правительства Петербурга № 204 от 25 марта 2014 года предусматривает новый проект планировки этой части Выборгского района. Из него следует, что фактически по трассе МОЖД в будущем пройдёт новая магистраль – Озерковский проспект. Он, кстати, уже значится в топонимических документах. Правда, представляет собой вовсе не проспект в привычном понимании и даже не улицу, а обычную широкую тропу, ведущую вдоль путей мимо коттеджей, которыми на протяжении 10–15 лет застраивались все окрестности.
Интересно, что в самом документе железнодорожная ветка не упоминается. Как пояснил корреспонденту «НВ» источник в Смольном, речь вполне может идти об ошибке при проектировании планировки района (случайной или намеренной – это уже другой вопрос). В любом случае просто снести пути и возвести на их месте жилые дома чиновники не смогут – сначала нужно решить вопрос с ОАО «РЖД». Ведь именно в ведении последнего находится вся железнодорожная инфраструктура, и уничтожить её часть без ведома влиятельного монополиста невозможно. К слову, сами железнодорожники пока не планируют прекращать занятия на этом отрезке МОЖД. Пусть от него и остались всего два километра путей (перегон между станцией Озёрная и разъездом Юный), использовать их намерены с полной нагрузкой.
– Новый сезон на северном участке Малой дороги начнётся, как и всегда, в конце мая – начале июня, – сообщили в дирекции Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал ОАО «РЖД»). – В течение зимнего периода дети занимаются в учебных классах, а в тёплое время года к ним добавляются ещё и практические занятия – вождение составов, контроль технического состояния вагонов и тепловозов и так далее. Ориентировочно с 1 июня поезда пойдут и по северной трассе.
Между тем основная площадка МОЖД сегодня находится на юге Петербурга. Новую современную удобную трассу для детей построили и ввели в эксплуатацию всего три года назад – весной 2011-го. Трасса проходит от Купчино до Пушкина, но, несмотря на всю её современность, она не может вместить всех детей, желающих с малых лет постичь одну из железнодорожных профессий. Например, только в прошлом году обучение на полигоне Малой дороги проходили около 1400 ребят. Кроме того, две площадки в ОЖД считают насущной необходимостью – вряд ли юных воспитанников родители отпустят каждый раз ездить на другой конец города на занятия.
– Северный участок МОЖД жизненно необходим, без него многие ребята просто не смогут продолжать обучение, – рассказал «НВ» высокопоставленный чиновник Смольного, в школьные годы обучавшийся здесь. – Конечно, новая трасса гораздо эффективнее и современнее, но она практически прямая, на ней нет таких интересных и довольно сложных поворотов, как на старой. Ещё обязательно нужно принять во внимание тот факт, что у нас в городе традиционно много детей, желающих заниматься на МОЖД. Так что обе площадки пригодятся!
По словам собеседника «НВ», трассу необходимо сохранить ещё и потому, что она фактически является памятником людям, которые возводили её в послевоенные годы.
Ежегодно на Малой Октябрьской (детской) железной дороге организуется работа 47 кружков железнодорожного профиля и 18 кружков других направлений, в которых постоянно занимаются 650 школьников 5–9-х классов.