«Блокадную» подстанцию отстояли!
Здание на Фонтанке станет памятником истории регионального значения
Здание на Фонтанке станет памятником истории регионального значения
Такую рекомендацию дал Совет по сохранению культурного наследия правительства Санкт-Петербурга. При этом эксперты особо подчеркнули, что здание заслужило охранную грамоту своей ролью во время войны, а вот его архитектура является примером «градостроительного вандализма».
Тяговую подстанцию № 11 на месте парадного сквера перед Михайловским замком выстроили в 1931–1932 годах. В то время так называемого «градостроительного безразличия» ради тока для трамваев даже пожертвовали частью ансамбля Карла Росси. И всё же архитектор Раиса Коханова, работая в стиле конструктивизм (некоторые искусствоведы называют её направление более тонко – супрематизм), постаралась минимизировать ущерб: при взгляде с Фонтанки объёмы здания уменьшаются к замку.
Профессор Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Владимир Лисовский говорит, что на самом деле начало застройки сквера было положено – ещё век назад – цирком. И сегодня весь квартал представляет собой «коллекцию градостроительных вандализмов». Последней каплей стал апарт-отель на Фонтанке, 1. Проект Юрия Земцова, построенный «Корпорацией С» Василия Сопромадзе, Лисовский оценил так:
– Сопромадзе всегда удивительным образом выбирал для своих проектов места, особенно больно ранящие классическую структуру Петербурга.
На самом деле подстанция давно занесена КГИОП в список диссонирующих объектов. И сегодня только отчаянные хипстеры считают её архитектуру достойной. Однако здание ценно другим – своей ролью во время Великой Отечественной войны.
Напомним, трамваи в Ленинграде перестали ходить в январе 1942 года. Прежде они были единственным транспортом, который помогал измождённым людям добираться на работу. Отключение тока привело к гибели многих блокадников: они замерзали и обессилевали по пути. Восстановление трамвайного движения стало в то время главной целью ленинградцев. Так, уже вечером 7 марта состоялся пробный пуск грузового вагона по Загородному проспекту – ток ему дала подстанция «Клинская» (Можайская улица, 19, тоже конструктивизм и тоже архитектор Коханова). Ещё спустя месяц, 15 апреля, открылось пассажирское движение. Его обеспечивали сразу несколько электроподстанций, в том числе «Лесновская» на Выборгской стороне, «Василеостровская» и 11-я на Фонтанке.
И вот несколько лет назад историческим зданием у Михайловского замка заинтересовались инвесторы. Компания «Ройял гарденс отель» намеревалась снести подстанцию ради «гостиничного комплекса», а конкретнее – апарт-отеля (то есть фактически жилого дома). Проект заказали тому же Юрию Земцову, чтобы сохранить единую стилистику. Застройщик собрал все необходимые бумаги, вложил 600 миллионов в перекладку сетей для «Горэлектротранса», а затем продал готовый проект группе «ЛСР». На март намечался снос.
Но он не состоялся. Всероссийское общество охраны памятников провело историко-культурную экспертизу, по которой «блокадную» подстанцию признали объектом культурного наследия регионального значения. На днях результаты этой работы рассмотрели и одобрили члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга.
Между тем здание на Фонтанке, 3, станет первым за последние годы памятником истории, а не архитектуры. В ближайшие дни КГИОП выпустит распоряжение о включении здания в список объектов культурного наследия. Правда, ещё предстоит определить предметы охраны. Тут стоит подчеркнуть, что статус памятника истории позволяет сохранить не всё здание целиком, а только его наиболее запоминающиеся элементы. В нашем случае, по словам заместителя председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александра Кононова, это, скорее всего, внешний фасад. Ведь во дворе подстанции находятся хозпостройки, которые без сожаления, уверяют эксперты, можно снести.
Правда, у членов совета остался вопрос, который, скорее всего, в обозримом будущем не решится. По словам Веры Дементьевой, бывшего председателя КГИОП, а ныне директора ГМЗ «Павловск», Михайловскому замку в будущем необходимо вернуть исторический сквер.
– Однако сегодняшняя ситуация такова, что уже ничего исправить нельзя. Все здания живут своей жизнью, – посетовала Дементьева на совете.
Её поддержала и бывший руководитель Михайловского замка Елена Кальницкая, которая ещё до строительства апарт-отеля на Фонтанке, 1, протестовала против него, пытаясь объяснить властям и Василию Сопромадзе, что нельзя продолжать уродовать ансамбль Карла Росси. Возможно, когда-нибудь найдутся деньги, чтобы снести как минимум апарт-отель и «блокадную» подстанцию, а затем воссоздать вместо них сквер. Но пока, уверены градозащитники и эксперты, лучше, чтобы подстанция была памятником.
– Надеюсь, это отпугнёт инвесторов от этого места, – подметил профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Владимир Лисовский, – чем больше пуганых инвесторов, тем лучше.
Между тем Никита Явейн и историк Борис Кириков уверены, что нужно проводить последовательную политику по постановке на гос-учёт памятников войны. Для них несимпатичен тот факт, что экспертиза «родилась» лишь после того, как застройщик получил все разрешения.