Учитель, спаси себя сам!

Только мощное общественное движение «За просвещённую Россию» может вернуть школьному педагогу его престиж

 

Только мощное общественное движение «За просвещённую Россию» может вернуть школьному педагогу его престиж Где они сегодня, такие умные, тонкие, ищущие учителя, как Илья Семёнович Мельников из «Доживём до понедельника»?..

 

Минорная тональность большинства дискуссий не изменилась – таков один из итогов состоявшегося уже в седьмой раз общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» (организаторы – общественный фонд «Центр национальной славы» и РГПУ им. А.И. Герцена). Так, преподаватели и высшей, и средней школы, участвовавшие в одном из круглых столов «Образ учителя в общественном сознании и СМИ», были недовольны почти всем – нынешним состоянием школ, зарплатой учителей в провинции, новыми стандартами образования, качеством знаний абитуриентов при поступлении в вуз, тем, что лишь пятая часть выпускников педвузов идёт работать в школы…

Но самое главное недовольство – негативное отношение к школьному учителю со стороны общества, средств массовой информации, государства… Директор петербургской гимназии № 166 Игорь Карачевцев проиллюстрировал этот тезис на собственном долгом опыте учительства. В 1980-е годы школьный педагог служил для учеников и их родителей советчиком, носителем жизненных принципов. В 1990-е – он остался лишь специалистом своего предмета, знание которого может пригодиться детям во взрослой жизни. А теперь превратился в таких, как все госслужащие, – средоточие негатива: бюрократ, коррупционер, ну и далее по известному списку. Кандидат политических наук Алексей Хашковский подтвердил такое восприятие учителя научными данными, полученными сотрудниками кафедры, которой он заведует в Петербургском педагогическом университете им. Герцена. Статистический анализ СМИ показывает, что учитель – это чаще субъект или объект неправовых действий поведения: то он ударил ученика, то его самого побил папаша ученика…

Член-корреспондент Российской академии образования Ольга Гукаленко с болью говорила о том, что в нынешнем законе «Об образовании» после всех многочисленных обсуждений и поправок нет слов или хотя бы намёка на то, что учитель должен стать основной фигурой, призванной претворять этот закон в жизнь. Что за последние десятилетия количество педагогических вузов в стране сократилось с 70 до 40. Что сейчас государство собирается внедрить прикладной бакалавриат, а значит, фактически ввести среднее педагогическое образование, которое лишит учителя фундаментальных знаний.

.В 1870-е годы Отто фон Бисмарк сказал: «Войну с Францией выиграл прусский учитель». В 1961-м, после исторического полёта Юрия Гагарина, Джон Кеннеди поручил учёным проанализировать причину столь грандиозного успеха русских и на основании полученного доклада объявил, что Советы выиграли войну за космос благодаря своей системе образования. Вот уже почти полторы сотни лет в тех государствах, которые хотят побеждать, Учитель – главная фигура общества. Не министр, не депутат, не идеолог и даже не врач, не в обиду ему будет сказано, а именно Учитель. Поезжайте в любую страну, побывайте там на уроках в нескольких обычных школах, городских и сельских, и вы узнаете, какой будет эта страна через несколько десятилетий.

Думаете, у нас в России всего этого не понимают? Ошибаетесь. В начале 2010-го, открывая Год учителя, тогдашний президент Дмитрий Медведев заявил: «Реформа школы должна начинаться с учителей». Но в итоге она началась с выработки образовательных стандартов и ими же завершилась. Хотя стандарты – всего лишь средство обучения, которое к тому же должно постоянно обновляться, потому что постоянно обновляется жизнь. Больше того, и сам инструмент этот далеко не универсальный, ведь Учитель призван не только учить, но и воспитывать.

А теперь спросите себя: почему данные стандарты образования, как нас уверяют, обеспечат качество образования? Да потому же, почему после трёх лет экспериментально-насильственного внедрения ЕГЭ, с 2006-го, этот экзамен, сильно смахивающий на телеигру «Как стать миллионером?», стал для всех выпускников российских школ и гимназий единственным мерилом знаний, за которые вручают аттестат (обратите внимание!) зрелости. И стандарты образования, и ЕГЭ, и резко возросшие в объёмах формы отчётности, свалившиеся за последние годы на школьных учителей, завучей и директоров, – всё это ягоды с одного чиновничьего поля. Всякая бюрократия всегда стремится к тому, чтобы оценивать свою и чужую работу в максимально полном объёме, но только по цифрам и галочкам. Другие, более сложные формы оценки бюрократии не подходят – она их боится.

С того же самого поля и термин, которого отродясь не знала русская культура, – «образовательные услуги». Он появился совсем недавно, чтобы принизить деятельность учителя. Труд человека, предоставляющего услуги, определить просто: вот количество клиентов, вот рабочее время, вот подготовленные материалы и пособия, вот трудозатраты, позволяющие оценить нагрузку и, соответственно, оплату. А ведь когда-то слово «учитель» нередко употреблялось со словом «звание» – «он носит высокое звание Учитель», «он принадлежит к учительскому званию»… Ну а где звание, там и призвание. Призвание «сеять разумное, доброе, вечное», которое измеряется доброй памятью учеников, но не поддаётся учёту чиновников.

Работа бюрократических жерновов, в которые угодил современный российский учитель, уже отрицательно сказалась на восприятии школьных педагогов общественным сознанием, а также средствами массовой информации. А в конечном итоге и на самом учителе. Его престиж упал, и уже мало кто поступает в педагогический, потому что хочет быть учителем.

И уже произошло самое страшное, что могло произойти, – в вузах, в отечественной экономике, культуре, медицине, армии отмечают: качество среднего образования молодёжи резко упало. «Они не знают элементарных вещей!» «Они не умеют читать большие тексты и ясно выражать свои мысли!» «Они не способны критично относиться к явлениям и анализировать события!»

…Кто возродит образ Учителя? Минобрнауки, кино и телевидение, газеты и книги, как предлагали некоторые участники дискуссии? Нет, надеяться на это – чистой воды маниловщина. Соглашусь с профессором Ольгой Гукаленко: учителя должны сами отстаивать свои права! И государство, и социум прислушаются только к широкому общественному движению, которое выступит за просвещённую Россию. А такое движение может стать по-настоящему мощным, достаточно сказать, что сегодня школьных педагогов у нас в стране 1 миллион 200 тысяч.

прямая речь

«Мы с родителями работаем в одной связке»

Лариса Листова, заслуженный учитель России, почётный гражданин Санкт-Петербурга:

– На мой взгляд, авторитет учителя зависит только от него. Это прежде всего отношение к делу: честное, открытое, заинтересованное. Учитель и безразличие есть две вещи несовместные. Ведь ты не только преподаватель той или иной дисциплины, но и воспитатель.

Я никогда не сталкивалась с каким-то предвзятым к себе отношением. Думаю, это более актуально для педагогов старших классов. В начальной школе никакой агрессии по отношению к учителю нет. Конечно, бывают проблемы с поведением. Но я стараюсь договариваться с родителями, прошу их обратить внимание на какие-то моменты, иногда даже прийти и посидеть на уроке, понаблюдать за своим чадом. Ведь зачастую бывает так: дома ребёнок – один, в школе – другой.

Самое главное, чтобы ученик чувствовал – в школе у него нет врагов. Учитель – это старший друг, готовый помогать. Подчёркиваю, не мама, не няня, а именно помощник, организатор. Хотя бывает, что и за маму выступаешь: пуговички застегнуть, косички переплести. Одна девочка однажды после физкультуры пришла растрёпанная, я говорю: «Давай поправлю». А вечером мама её звонит: «Лариса Александровна, Алёнка просила привести её завтра пораньше, чтобы вы снова косички заплели». И это тоже наша работа.

В каждом ребёнке нужно найти что-то, за что его можно полюбить. Это бывает непросто, но результат всё окупает сторицей. Дети, которых я учила в начальной школе, став постарше, часто приходят ко мне за советом. Бывают очень доверительные беседы, особенно с девочками. Иногда они говорят мне то, что не могут рассказать родителям. Родители тоже изменились – стали более дотошными. Хотят быть полноценными участниками образовательного процесса. И этому не стоит противиться. Наоборот, мам и пап нужно вовлекать по максимуму. Я всегда на связи – родители в любой момент могут мне позвонить, проконсультироваться, что-то уточнить, посоветоваться. Считаю, что учитель не должен бояться родителей, они – наши главные помощники. Мы, как альпинисты, работаем в связке.

При этом у каждого члена семьи обязательно должно быть личное пространство. Плохо, когда родители полностью поглощены ребёнком. К счастью, сегодня такие случаи скорее единичны, как правило, когда дети поздние. В любом случае – и в этом я уверена – в любой ситуации до родителя можно достучаться, надо только подобрать правильные слова. Что касается детей – им слова не нужны. Они видят поступки – вот что важно помнить.

 

«Слово есть, а понятия уже не осталось»

Лариса Петрова, директор негосударственного образовательного учреждения «Лидер»:

– Чтобы понять, на каком уровне находится сегодня профессия учителя в общественном сознании, достаточно почитать выдержки из закона «Об образовании». Мы теперь не учим, а предоставляем «образовательные услуги». Ну и какой тут может быть образ учителя?

По большому счёту, и само слово «учитель» больше не нужно. Ведь что стояло за этим понятием раньше? Человек, который был носителем знания и делился им, назывался учителем. Люди произносили это слово с пиететом и даже писали с прописной буквы. А теперь это сплошь менеджеры от образования, оказывающие услуги. Вряд ли речь может идти о каком-либо уважении. Ведь что такое сфера услуг? Лично в моём понимании это некий дом быта: парикмахерская, химчистка, прачечная, ремонт обуви… А теперь вот ещё и школа. Всё как в коммерции: родители подписывают договор, отношения «заказчик – исполнитель».

Что же касается самих детей, то тут всё неоднозначно. В начальной школе они ещё уважают учителя, и если он относится к ним искренне и с любовью, платят той же монетой. В это время он действительно может быть их другом. Ну а когда наступает подростковый возраст, идёт отторжение, отрицание всех авторитетов. И вот тут уже задача педагога – суметь этот авторитет отстоять. К несчастью, тех, кто на это способен, всё меньше…

Из тех, кто сегодня приходит в  школу, только процентов десять – учителя по призванию. Остальные лишь ищут более или менее стабильный заработок. Как правило, они ничего не умеют. Их нужно наставлять, объяснять, заинтересовывать. А наша профессия – творческая. Многие от всего сердца стараются, но ведь тут уж как повезло – либо есть талант, либо нет. В любом случае от того высокого смысла, который заложен в слове «учитель», почти ничего не осталось…

 

«Мы плюём в колодец, из которого пьём»

 

Нина Ветрова, учительница начальных классов:

– Почти за полвека, что я работаю педагогом, у меня не было ни одного дня, когда я по какой-то причине не хотела бы идти утром в школу. Даже самые рутинные вещи приносили радость. Старалась влюбить в себя каждого ребёнка, и сама часто признавалась им в любви, не скупилась на похвалы. Задача учителя – создавать ситуацию успеха; не сравнивать детей с другими, не отбивать охоту работать над собой. Я всегда поддерживала добрые и доверительные отношения с родителями, в жизни никого не отчитывала, не наставляла – как можно? Это прописные истины, но сейчас о них, как ни странно, многие забывают. И для своей внучки я мечтаю о банальном – чтобы у неё был учитель, который просто любит детей…

Тому, что сегодня авторитет нашей профессии почти на нуле, есть простое объяснение. Стоит только посмотреть, с каким рвением учителей пинают и оскорбляют по телевидению, выставляют в неприглядном свете, и вы всё поймёте. Вы не увидите ни одного приличного фильма, передачи о школьном преподавателе. Если что-то и обсуждают, так это очередной скандал, связанный с недобросовестными педагогами. Конечно, такие есть, я не отрицаю. И их нужно наказывать, лишать права преподавать. Но зачем об этом трубить на всех углах? Напротив, надо демонстрировать обществу настоящего учителя – того, который полностью отдаёт себя детям, любит их самозабвенно. Ведь таких по-прежнему большинство! Вот какой нужен пример. 

Помню, стоило мне, школьнице, чуть пожаловаться на свою учительницу, мама сразу обрывала: «Не смей ничего плохого про неё говорить!» А раз мама так относилась к учителям, конечно, и мне это передавалось. И так было в каждой семье. Сейчас же всё ровно наоборот. И это очень страшно – мы сами плюём в колодец, из которого пьём.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.