«НВ» делает автобусы чище
Корреспондент «Невского времени» собственными руками отмыла один из петербургских автобусов от весенней пыли
Корреспондент «Невского времени» собственными руками отмыла один из петербургских автобусов от весенней пыли
Я решила отправиться в автобусный парк № 2, чтобы не только увидеть, как моют машины «Пассажиравтотранса», но и на собственном опыте узнать, что такое труд мойщиц автобусов.
Почти каждое утро от станции метро «Чёрная речка» до родной редакции я добираюсь на автобусе
№ 1 по Каменноостровскому проспекту. Именно тут, по пути на работу, часто рождаются новые идеи для материалов, вопросы к интервью. Словом, с автобусом № 1 в моей жизни связано многое, но вот предположить, что именно в нём мне доведётся наводить чистоту, я не могла.
– Ты аккуратнее, по пене не ходи, а то обувь разъест, – начал с места в карьер свой инструктаж Алексей, один из операторов круглосуточной мойки. – Я сам ходил в обычной обуви, пока её не лишился… В автобусе скользко, поэтому, когда заходишь, надо за что-то держаться. Пока мотор не заглушен, заходить внутрь нельзя – можно упасть.
Активная пена – первый этап очистки. Автобус заезжает на одну из линий мойки (сегодня их в парке три), затем оператор аккуратно обрабатывает машину активной пеной внутри и снаружи, не задевая пассажирских сидений, – так с автобуса смывают налёт реагентов. Активному составу дают впитаться пару минут, а затем автобус прогоняют через большие круглые щётки, которые можно увидеть на любой обычной автомойке.
– Существует несколько видов мойки, – рассказал главный инженер автобусного парка № 2 Марк Максимов. – Когда автобус моют целиком, протирают стёкла, стирают вандальные надписи, чистят пространство между сиденьями, подоконники, полы, потолки, салон водителя и так далее – это углублённая мойка. Другой вид – санитарная мойка, когда дезинфицирующими средствами обрабатывают поручни, подоконники и стёкла. Вот ею вы сейчас и займётесь.
Я, по-женски испугавшись испортить каблуки и одежду едким составом, побежала в раздевалку облачаться в рабочую одежду: специальный синий костюм, резиновые сапоги и две пары перчаток. Залить автобус пеной мне не дали, хотя очень хотелось. Как выяснилось, эту работу традиционно выполняет мужчина, а женское дело, говорят на автомойке, не реагентами заниматься, а порядок в автобусе наводить. Обычно один автобус моют четыре человека: один представитель сильного пола покрывает всё пеной, а три дамы убирают внутри.
Чтобы обработать автобус, требуется один литр моющего раствора, а иногда и того меньше. Экономно используют и воду: на мойке автопарка работает оборотное водоснабжение, то есть вся вода проходит через систему очистки и используется заново – для мытья других автобусов. Водопроводной водой пользуются только в том случае, если автобус нужно облить под давлением.
Бригадир Нонна Михайлова, главная из мойщиц, поручает мне первое задание: вымыть лобовое стекло. Автобус загоняют на специальную наклонную рельсу, чтобы вода из салона вытекала сразу – под углом. Водитель, сидящий в кабине, недоверчиво наблюдает за тем, как я намыливаю швабру. Пару минут, и его обзор закрыт – весь нос машины облепила белая густая пена. Задание Нонны Михайловой, надо думать, выполнено успешно, но не тут то было.
– Ещё зеркала заднего вида не забудь! – напоминает мне наставница. – Швабру бочком поверни…
Пока ребята с помощью воды под давлением смывают со стекла мыльный раствор, мы принимаемся за салон. Бригадир выдаёт тряпку для окон и… нож. Острым предметом барышни, оказывается, оттирают наклейки и жвачки, а вот с другими следами вандалов справиться не так уж и просто – надписи, сделанные на пластиковых частях салона, стереть трудно, часто их приходится просто закрашивать во время ремонта.
Протерев пол, поручни и окна, беру в руки водяной шланг. Наверно, самое приятное из всего процесса мойки – это залить салон водой! Жаль только, что сиденья задевать нельзя, – этому автобусу скоро нужно выходить в рейс…
– А как его выключать-то?! – кричу я из другого конца автобуса, наблюдая, как салон наполняется уже явно лишней водой. Увы, меня никто не слышит – шум воды на мойке заглушает почти все звуки, поэтому бригадиру Нонне Николаевне часто приходится громко кричать, если, например, шланг с водой попадёт под колёса автобуса.
Мне помогают вытащить из салона «водяную змею» и выдают специальную швабру с резинкой, чтобы «выгнать» из салона остатки воды. В это время машину снова поливают специальным составом под давлением, но уже не мылом, а воском – ноу-хау стали использовать здесь всего две недели назад. По словам главного инженера, благодаря воску на машине не задерживаются вода, грязь и пыль, поэтому автобусы остаются чистыми дольше.
Всего один автобус и меньше часа работы, а уже хочется отдышаться...