Как возникает «умное регулирование»
На прошлой неделе появились сообщения: для плательщиков упрощённой системы налогообложения и единого налога на вменённый доход (а это в основном предприятия профильного для нашей организации малого бизнеса) вводятся дополнительные отчисления в бюджет – за имущество, исходя из его кадастровой стоимости. И эксперты подсчитали: закон ухудшает положение малого и среднего бизнеса
На прошлой неделе появились сообщения: для плательщиков упрощённой системы налогообложения и единого налога на вменённый доход (а это в основном предприятия профильного для нашей организации малого бизнеса) вводятся дополнительные отчисления в бюджет – за имущество, исходя из его кадастровой стоимости. И эксперты подсчитали: закон ухудшает положение малого и среднего бизнеса. Предприниматели дополнительно потеряют около 200 миллиардов рублей. Что увеличит их налоговые расходы больше чем в 2 раза по сравнению с 2013 годом. Потому они обратились с официальными письмами в правительство РФ с просьбой провести тщательный анализ последствий, которые может принести законодательное новшество. Против него выступил и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов. А сам президент Владимир Путин примерно в эти же дни сказал на совете Агентства стратегических инициатив: «Обращаю ваше внимание, в самое ближайшее время необходимо на порядок улучшить деловой климат – это важнейшая задача, сделать это надо ускоренными темпами».
В последнее время экономисты, представители власти рассказывают нам о том, как падает рост экономики, но редко кто высказывает предложения, как это падение преодолеть. А по-моему, главное тут как раз вот это: «…в самое ближайшее время на порядок улучшить деловой климат». Безоглядное же повышение налогов, как давно проверено, ведёт к противоположному результату. Похожая история была в начале прошлого года. Повышение страховых взносов в Пенсионный фонд для малых фирм в два раза стало причиной ухода с легального рынка больше 300 тысяч предпринимателей. Ошибку вскоре на правительственном уровне исправили. Но вернуть потери не так просто.
О необходимости предварительных обсуждений важных властных решений – в первую очередь с предпринимателями, вообще с гражданами, которых они прямо касаются, – не раз заявляла наряду с другими организациями и наша. Говорилось об этом во многих государственных документах. При Министерстве экономического развития появился департамент, задача которого как раз всесторонний анализ возможных последствий разного рода важных решений, или оценка регулирующего воздействия (ОРВ) каждого, прежде чем оно будет предложено для утверждения. Принят специальный закон, который, как говорится в сообщениях о нём, создаёт «правовые основы для развития института оценки регулирующего воздействия».
Великое дело. С тех пор бизнес нормально вроде бы развивается в наших столицах и регионах. Как сообщает статистика, к концу 2013 года подобный порядок оценки последствий действия разного рода властных установлений был принят в 45 субъектах Российской Федерации. ОРВ понимается у нас и в других странах как часть системы «умного регулирования» (smart regulation). И предполагает, что подобные проблемы лучше решать загодя. То есть не создавать трудности, чтобы потом их героически преодолевать, а предотвращать. Но при всей необыкновенной в последнее время активности родных законодателей пока не скажешь, что проблема решена.
Установления «хотели, как лучше…» всё равно не убывают. И не только в области бизнеса. Теперь у нас имеется официально принятая, освещённая мировым опытом специальная практическая система оценки регулирующего воздействия. Безнаказанность нанесения ущерба предпринимателям в таких случаях со стороны властных органов тоже в прошлом. Высший арбитражный суд России принял показательное для определённых ситуаций решение: «Должен возмещаться ущерб, нанесённый бизнесу даже формально законными действиями прокуроров, сотрудников органов внутренних дел или чиновников». Что означает: постановление является обязательным для всех арбитражей страны. Но рецидивы старых привычек повторяются. Чего ещё не хватает?
По-моему, так лучше всего стараться внимательнее слушать друга и договариваться самим без всяких «прямых указаний». Предпринимателям с властью. А власти – с предпринимателями. Когда с тем и другим проблем нет, то «умное регулирование» возникает само собой. А система ОРВ с юридической защитой предпринимателей от нанесения им ущерба служат в качестве дополнительной поддержки. По законам рыночной экономики все мы партнёры – все друг другу служим. И как служим, так и живём.