Венеция нам не конкурент
Петербург усилил свои позиции в мировом списке популярности у туристов, обогнав Будапешт, Лиссабон, Бангкок и Сан-Франциско
Петербург усилил свои позиции в мировом списке популярности у туристов, обогнав Будапешт, Лиссабон, Бангкок и Сан-Франциско
В новом рейтинге, который в первой половине года традиционно составляют эксперты популярного туристического портала Trip Advisor, город на Неве занимает общее 16-е место, а среди европейских городов оказался девятым. По сравнению с прошлогодним рейтингом северная столица продвинулась вверх по европейским меркам на одну позицию, а по мировым – сразу на четыре.
Любопытно, что прошлогодний европейский лидер, Париж, откатился в списке на 5-е место, Лондон и Рим (в рейтинге прошлого года занимали 2-е и 3-е места соответственно) поменялись местами, а Венеция и Будапешт вообще вылетели из десятки. На этом фоне успех Петербурга выглядит весьма внушительно! А в мировом табеле северная столица обошла, например, Сидней, Сан-Франциско, Чикаго, Кейптаун, Дубай и курорты Таиланда.
Как сообщила руководитель городского комитета по развитию туризма Инна Шалыто, в 2013 году Петербург посетили около 6,3 миллиона гостей. Напомним, в 2012-м их было примерно шесть миллионов. Прогресс по итогам последних лет, конечно, не столь впечатляющий, как у Стамбула (турецкая столица заняла первую строчку почётного списка, поднявшись вверх сразу же на 11 позиций), но шаг вперёд не может не радовать.
– В Смольном, насколько я знаю, изначально планировали больший рост, но увеличение на 300 тысяч человек в год – это тоже совсем неплохо в условиях серьёзной конкуренции за туриста, – считает официальный представитель северо-западного отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Павел Румянцев. – При этом количество внутренних и внешних (прибывающих из-за границы) туристов разделилось примерно поровну.
Впрочем, есть и не очень радостный момент: Петербург по-прежнему остаётся городом так называемого сезонного туризма. Иными словами, к нам едут в тёплое время года – с середины апреля по октябрь. Несмотря на то что петербургские музеи работают круглогодично, гости стараются совместить их посещение с поездкой во всемирно известные пригороды, в первую очередь в Петергоф и Пушкин, которые зимой выглядят гораздо менее презентабельно, чем летом. Так, чтобы тенденция увеличения турпотока сохранялась в ближайшее время хотя бы на уровне нескольких сотен человек в год, чиновникам нужно решить одну важную стратегическую задачу.
– У нас уже не первый год говорят о том, что необходимо развивать деловые проекты – проводить в Петербурге большое количество конгрессов, семинаров, международных форумов, – продолжает Павел Румянцев. – Но дальше разговоров, к сожалению, дело не заходит, хотя власти, похоже, всерьёз намерены развивать именно это направление. Это радует, потому что перспективы здесь очень высоки.
Помимо отказа от не слишком приятного звания города сезонного туризма Петербургу необходимо привести в порядок и транспортную инфраструктуру. Первый шаг в этом направлении уже сделан: в прошлом году открылся современный терминал аэропорта Пулково, и теперь количество транзитных пассажиров, проводящих в ожидании своего стыковочного рейса от 10 до 22 часов (и как следствие, выезжающих из терминала в город и оставляющих здесь в среднем около 50 евро), значительно увеличилось. Но одним аэропортом не спастись. Гигантские пробки, в которых простаивают туристические автобусы, также зачастую отпугивают гостей.
Второй немаловажный момент – нехватка гостиничных номеров средней и низкой ценовой категории. Если элитных отелей классификации не ниже «4 звезды» в Петербурге достаточно, то с недорогими двух- и трёхзвёздочными гостиницами дело обстоит гораздо хуже. По мнению экспертов, на первое время нам нужно как минимум 8–10 тысяч номеров этого класса. Петербургский туристический потенциал настолько велик, что при соблюдении этих требований город может вдвое увеличить количество иностранных гостей за 3–4 года.
– Петербург воспринимается прежде всего как жемчужина мирового искусства и архитектуры, поэтому нашему городу спад интереса вряд ли грозит, – считает аналитик крупной компании-туроператора Игорь Елисеев. – Другое дело, что туристы отмечают слишком высокие цены на проживание и услуги. Многие выбирают иные маршруты именно из-за петербургской дороговизны.
В Смольном изначально планировали больший рост, но увеличение на 300 тысяч человек в год – это тоже совсем неплохо в условиях серьёзной конкуренции за туриста.
Павел Румянцев, официальный представитель северо-западного отделения Российского союза туриндустрии (РСТ)