«Гамлета нельзя играть. Это сущность»
В Петербурге начались гастроли московского Театра наций
В Петербурге начались гастроли Театра наций из Москвы. В Театре наций нет собственной труппы, но при этом практически каждая его премьера становится событием театральной жизни. В нём за честь считают работать мастера с мировым именем, и одновременно двери открыты для молодых и никому не известных режиссёров. В северную столицу театр приехал на десять дней и покажет семь постановок, то есть почти треть своего репертуара.
Начались гастроли с моноспектакля «Гамлет | Коллаж», о премьере которого – она состоялась в декабре – не слышал только ленивый. Это, кстати, первый выезд технически сложнейшей постановки за пределы родного театра. Режиссёр Робер Лепаж поместил главного героя в огромный куб, парящий в пространстве.
– Когда Лепаж предложил мне поставить Шекспира, я подумал, что он сошёл с ума, – сказал художественный руководитель Театра наций и исполнитель главной роли в моноспектакле Евгений Миронов. – Но я согласился. Техника создавалась по ходу репетиций. А ближе к премьере я осознал, что у нас с машиной началась… битва. Такой зависимости от декораций у меня не было никогда. Я не знаю, например, откроется люк или нет. А если не откроется? А если я упаду в люк, то как оттуда вылезти? Что у меня в эти моменты творится в голове, я не могу вам передать. Но зато я теперь понял, как обуздывают коней.
И добавил:
– Гамлета нельзя играть. Это сущность. Ты можешь произносить от его имени слова, только если говоришь от себя.
О каждом спектакле Театра наций можно рассказать что-то интересное. Чулпан Хаматова, прежде чем погрузиться в атмосферу пьесы Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» – а известный немецкий режиссёр Томас Остермайер перенёс действие в современную Россию – специально встречалась с жителями Рублёвки, чтобы понять, что думают и в каком мире живут дочки олигархов. Circo Ambulante – самая первая постановка Театра наций, которую осуществил Андрей Могучий ещё до того, как стал художественным руководителем БДТ.
– Когда он мне сказал, что будет ставить Дон Кихота с Лией Ахеджаковой, я подпрыгнул. Мне даже и в голову не могло прийти, что именно она будет играть испанского рыцаря, – вспоминает Евгений Миронов.
А однажды за кулисы Театра наций пришли обычные зрители. Разговорились с худруком, обменялись мнениями о спектакле, а потом стали рассказывать о себе. Их истории Евгения Миронова повергли в ужас – оказалось, что его собеседники проходили реабилитацию от наркотической зависимости. Миронов подключил Руслана Маликова, известного своими документальными театральными постановками, в том числе и в Театре.doc, и получился спектакль «Бросить легко».
20 и 21 мая будет показан спектакль «Гамлет | Коллаж»; 24 и 25 мая – спектакль «Жанна». 26 мая зрители увидят спектакли «Фрекен Жюли» и «Бросить легко». 27 мая – «Стеклянный зверинец», 28 мая – «Электра», 29 мая – Circo Ambulante.