Кто с флешмобом к нам пришёл

Корреспондент «НВ» исследовал популярное увлечение молодёжи, чтобы выяснить, кто такие мобберы и зачем им это нужно

Корреспондент «НВ» исследовал популярное увлечение молодёжи, чтобы выяснить, кто такие мобберы и зачем им это нужноРепетиция танцевального флешмоба в центре Петербурга. По мотивам клипа «Гангман стайл» от побившего рекорды популярности корейского исполнителя Psy

Сегодня флешмобами называют самые разные акции, начиная от массовых танцев на главной площади города и заканчивая позированием перед камерой в образе трупа. Вот и 25 мая учащиеся десятка петербургских школ преподнесут родному городу подарок на день рождения – четырёхтысячный танцевальный флешмоб на Невском проспекте. Дочка коллеги с конца апреля ежедневно посещает репетиции этого грандиозного события. Известно, что все участники акции оденут майки трёх цветов – белые, синие и красные – и сверху это детское море будет выглядеть как танцующий российский флаг. В идеале организаторы флешмоба хотят попасть с ним в Книгу рекордов Гиннесса.

Однако искушённые «мобберы» (постоянные участники флешмобов) такие акции истинными флешмобами не считают. По их мнению, если окружающие ожидают от толпы каких-то определённых действий, а уж тем более если информация о предстоящем событии просочилась в прессу, то такая акция не может называться флешмобом, поскольку формат её проведения противоречит самому понятию «флешмоб» (в переводе на русский это слово обозначает «мгновенная вспышка толпы»).

Настоящий флешмоб призван вызывать у окружающих иллюзию спонтанности происходящего. Участники акции не должны показывать, что их связывает воедино общий замысел и продуманный план. Рассчитано это шоу на совершенно случайных зрителей, и большая удача, если посторонние люди невольно включаются в игру, становясь незапланированными участниками флешмоба. Считается, что у настоящих мобберов нет никаких коммерческих или политических целей, а также флёра рекламы и пиара. Но именно с этим пунктом дело обстоит сложнее всего.

 

Во всяком случае, опрошенные мною люди разошлись в своих суждениях, отвечая на вопрос, зачем устраиваются флешмобы. Кто-то убеждён, что «моббер» – это образ жизни. Другие считают, что такие массовые акции обязательно кого-то или что-то пиарят. Есть версия, что под это развлекательное явление мимикрируют хорошо продуманные политические акции. А самый незначительный процент опрошенных заявил, что собака зарыта в психологии, потому как флешмоб – это не что иное, как массовый психотренинг. Как ни странно, каждый из них при ближайшем рассмотрении оказался по-своему прав.

история вопроса

Какие бывают флешмобы

Романтические

Недавно во дворе одной из гимназий Приморского района я увидела двух старшеклассников, которые держали лист ватмана со словами «Свободные объятия». Они посекундно переглядывались друг с другом и глупо хихикали. В их объятиях гулял лишь весенний питерский воздух, а случайные прохожие откровенно не понимали, что происходит. А происходила здесь робкая попытка повторения известного в мире романтического флешмоба под названием Free Hugs.

 

Непереносимое чувство – одиночество –толкнуло в 2003 году австралийца Хуана Манна выйти на улицы города Сидней с табличкой Free Hugs. Прохожие косо смотрели на мужчину, предлагавшего свободные объятия, но он продолжал стоять посреди спешащей толпы до тех пор, пока не почувствовал чью-то руку на своём плече. Её хозяйкой оказалась пожилая женщина, которая год назад потеряла в авиакатастрофе свою единственную дочь, а в утро описываемых событий нашла мёртвым своего последнего друга – любимого пса. Два одиноких человека подарили друг другу немного внимания и теплоты. После этого случая по городу прокатилась волна флешмобов против одиночества, а акция Free Hugs набирала обороты. Спустя год власти Сиднея попытались остановить эти спонтанные «обнимашки», предложив Хуану выложить 25 миллионов долларов за медицинскую страховку, позволяющую ему обниматься с кем угодно, но вместо этого молодой человек собрал 10 тысяч подписей в поддержку свободных объятий. В итоге власти смирились: бесплатно обниматься на улицах города стало разрешено.

Развлекательные

Такие флешмобы прокатились в середине 2000-х по всему миру. Их целью оставались спонтанность и уникальность, рассчитанные на бурную реакцию окружающих, а по сути, на убийство монотонности и скуки. Самыми нашумевшими из них стали акции с условными названиями: «Батарейка», «Выключение», «Эпидемия»... Однажды в Москве я стала свидетелем акции первого типа. По проспекту Вернадского шла толпа людей, и вдруг движения одного человека в ней стали замедляться, подобно игрушке на батарейках, чей заряд закончился. Следом за ним одна за другой стали «садиться батарейки» у других, казалось бы, совершенно незнакомых друг с другом прохожих. Окружающие реагировали приблизительно так же, как незадачливые простаки, ставшие «героями» передач со скрытой камерой. Слава богу, что я попала не на акцию «Эпидемия». Здесь по сценарию один за другим из толпы начинают падать навзничь люди, изображая приступы удушья. Якобы посторонние прохожие наклоняются над «пострадавшими», прикасаются к ним и тут же падают рядом в корчах. Такой флешмоб не просто жесток по отношению к окружающим, он может вызвать в толпе панику, а следом – неконтролируемое бегство по «трупам» из зоны бедствия, и тогда уже шутники могут пострадать по-настоящему.

Впрочем, обыгрывание темы смерти практикуется не только в развлекательных флешмобах. На Западе очень распространён так называемый корпсинг (от английского «corpse» – труп). Об этом своём увлечении рассказал мне давний друг Кирилл, с которым мы знакомы ещё с университетской скамьи. Кирилл окончил медицинский факультет СПбГУ и в 2000-х эмигрировал в США. Там его карьера быстро пошла в гору, в 35 лет он стал профессором, но это не мешает деятелю науки и отцу двоих детей дурачиться с друзьями в свободное время, в людных местах изображая либо внезапно почившего гражданина, либо жертву несчастного случая.

 

Однако по-настоящему смертельный вид флешмоба – это планкинг, зависание для фотоснимка на опасных поверхностях в строго определённой позе (лицо вниз, ноги выпрямлены, руки вытянуты по швам, полная неподвижность). Как правило, мобберы проделывают этот трюк на глазах у окружающих, выбирая для остроты ощущений перила над обрывом, узкие ограждения мостов, края крыш и т. д. Жертвами экстремального планкинга уже стали десятки человек в разных странах мира. Обеспокоенные граждане высказываются за запрет такого развлечения, но тщетно: «вспышку толпы» контролировать практически невозможно.

 

Политические

 

Несмотря на то что флешмоб свободен от политики и рекламы, политические флешмобы стали частью современной реальности. К слову, один из самых известных проводился летом 2011 года в Белоруссии. Тогда минчане, не согласные с политикой Александра Лукашенко, вышли на площади города и молча хлопали в ладоши. Проводить митинги было запрещено. Впрочем, участники акции добились тогда лишь того, что у них попали под запрет все флешмобы с политической подоплёкой. Я была в Минске как раз после описанных событий, и Александра, местная девушка, приставленная ко мне в качестве помощницы на крупном медиафоруме, рассказывала мне шёпотом по пути в торговый центр, как это было «круто» стоять и молча хлопать в ладоши плечом к плечу с единомышленниками. Мне же казалось, что ещё более круто то, что она, родив ребёнка, получила от государства квартиру в рамках программы по поддержке молодых семей, о чём она тоже вскользь упомянула.

 

Танцевальные

 

Это, пожалуй, самый популярный в мире вид флешмоба. Его можно было бы назвать фанатским, потому что суть его проста. Мобберы изучают элементы танца своего кумира и встречают его у места выступления в родном городе перед концертом и после него, демонстрируя звезде её же танец в исполнении толпы. Студентка СПбГУ Анастасия – постоянный участник таких флешмобов. По её словам, она нашла себя в этом увлечении и отдаётся ему со всей душой. «Подготовка занимает несколько месяцев. За это время оттачиваются движения, разучивается композиция. Наш хореограф требует чёткости, страсти и энергии от каждого движения. Мы страшно устаём, но лично мне эти репетиции дают ощущение самореализации и небольшую популярность в своём кругу общения. Плюс знание оригинальной хореографии любимого исполнителя».

авторитетно

«Хороший рецепт от апатии»

Юлия Розова, педагог-психолог:

– Классический флешмоб является для его участников своеобразным тренингом. Ведь в большинстве случаев это некое иррациональное групповое поведение, в процессе которого разрушается логика и упорядоченность повседневных действий каждого индивида.

 

Флешмоб может стать хорошим рецептом от апатии, которая рано или поздно возникает у человека, живущего по графику и выполняющего монотонную и скрупулёзную работу жителя мегаполиса. Участие в таких перформансах позволяет человеку выйти за круг комфорта, разрушив давящие рамки стереотипного поведения, отменив на время чужие правила и запреты. А поскольку участники таких акций, как правило, знакомы друг с другом лишь шапочно, то они могут не опасаться осуждения своих действий. Кроме того, для ряда людей участие во флешмобах – это хороший способ борьбы с одиночеством. Энергия толпы заряжает и даёт ощущение единства, при этом не навешивает на человека лишних обязательств и ответственности.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.