Сделайте мне прохладно!

В последние годы в Петербург зачастила небывалая жара, но городская среда по-прежнему не приспособлена к этим визитам

В последние годы в Петербург зачастила небывалая жара, но городская среда по-прежнему не приспособлена к этим визитам

Вчерашний день в Петербурге, по словам главного синоптика города Александра Колесова, оказался самым жарким майским днём за всю историю метеорологических наблюдений. Небывалая жара в этом году накрыла город уже в мае – ни вдохнуть ни выдохнуть. Причём осенние плащи и куртки петербуржцы сменили на летние сарафаны и шорты всего за пару дней. Только 16 мая в городе было 10 градусов, как 19 мая столбик взлетел уже выше 30. Так, может, пора перестать сетовать на аномально тёплый май, июнь, июль… и попробовать адаптировать город к жаре? «НВ» попыталось выяснить, что делать, чтобы горожане могли пережить зной без мучений.

Уже 20 мая температура воздуха поднялась до 32 градусов тепла – так высоко столбик термометра не подскакивал за всю историю 130-летних наблюдений. Вчера отметка в 31 градус тоже оказалась преодолена. В конце мая, говорит синоптик Александр Колесов, ожидается в районе 26–28 градусов с кратковременными дождями. Неплохо для майских дней прогрелась и вода – вчера днём температура поверхности Невы равнялась 12 градусам, а вода в Финском заливе у Кронштадта потеплела аж до 15 градусов.

Однако главный синоптик не видит в аномальной жаре ничего удивительного, просто, говорит Колесов, совпали несколько факторов.

– В Петербурге часто выпадают жаркие дни, – рассказал Александр Колесов. – Ситуация вполне стандартная: южный и юго-восточный ветер принёс тёплый воздух с Волги и Каспия. Лето в Петербурге всегда проходит по-разному, жара приходится на разные периоды, хотя в 1980-е и в 1990-е годы летний период, безусловно, был холоднее.

Словом, времена меняются. Лето хоть и понемногу, но вполне уверенно становится теплее, поэтому для выживания в суровых городских условиях петербуржцам нужно оружие для борьбы со зноем. И далеко за примером ходить не надо – в Москве, например, существуют «комнаты прохлады» – кондиционированные помещения, в которых можно попить воды, отдохнуть и при необходимости получить медицинскую помощь. Такие же зоны создают и в медучреждениях столицы – там устанавливают кулеры и сплит-системы (системы кондиционирования воздуха).

Тут уместно оглянуться на советское прошлое, когда во многих городах России можно было встретить фонтанчики с питьевой водой, где каждый мог добыть живительную влагу, так необходимую в жаркий день. Правда, старые добрые фонтанчики можно усовершенствовать: чтобы не тратить воду попусту, установить на «водопоях» краны, а зимой их консервировать и перекрывать воду.

Другой вариант – перенять опыт у других стран. К примеру, в Объединённых Арабских Эмиратах, в городе Дубае установлен около 600 современных остановок общественного транспорта с кондиционерами. В Испании повсюду питьевые фонтанчики, к которым испанцы относятся как к обычным фонтанам: попил – значит, обязательно вернёшься, как если бы бросил монетку. В Риме, кстати, на людных улицах установлены аппараты, которые распыляют воду, наподобие косметической термальной воды в аэрозольном баллоне.

Сегодня жители Петербурга вынуждены спасаться другими – более прозаичными – способами: носить с собой прохладительные напитки или баллончики с термальной водой, есть тонны мороженого, прятаться в супермаркетах и метро – там прохладнее. И повсюду в жаркие дни обсуждают, как облегчить жизнь горожан в такие дни.

К примеру, велолюбитель Ольга Дашкова считает, что всех нужно пересаживать на велосипеды, ведь терпеть в жару запах выхлопных газов – невыносимо. Татьяна Иркабаева, преподаватель вуза, уверена, что горожан спасут «машины-поливалки», которые избавят Петербург от неприятной пыли в жаркую погоду. Правда, есть и те, кто и вовсе с жарой бороться не считает нужным.

– У нас такая жара слишком редко, чтобы принимать какие-то серьёзные меры, – считает Иван Карпов, автомобилист. – Вот быстро расчистить дороги от мокрого снега – это да, над этим городским властям ещё нужно трудиться, а жару можно и пережить.

Но, видимо, корень зла кроется в том, что у нас городская среда изначально не приспособлена для нужд людей. 

 

– Это осознаёшь, побывав в той же Европе, где абсолютно всё продумано и всё находится на своём месте, – говорит юрист Елена Богданова. – У нас же снегопад – это ЧП, жара – катастрофа, сильный дождь – потоп, просто потому, что наша инфраструктура ко всему этому не приспособлена. На днях час стояла в пробке в маршрутке – многим стало просто невыносимо, люди вышли и пошли пешком. В Италии, где я часто бываю, в том числе в жаркое время, общественный транспорт – оазис комфорта, там салон кондиционируется, поэтому летом в нём прохладно, а зимой тепло. 

Горожане вынуждены спасаться от жары на пляже Петропавловки, который, как и остальные пляжи Петербурга, не приспособлен для загорающих

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.