Триумфальная арка в Красном Селе?
Под арку Победы, которую планируют возвести к 9 Мая 2015 года, вырубают деревья и переоборудуют перекрёсток
Такой видят новую площадь авторы проекта Пока на месте будущей площади – перекрёсток, но работы уже начались На днях Смольный выпустил постановление о строительстве в Красном Селе арки Победы. На первый взгляд красносёлы должны ликовать, что у них появится такая достопримечательность. Однако возникает несколько вопросов. В-первых, место, как считают некоторые, выбрано крайне неудачно – самый загруженный перекрёсток Красного Села. Во-вторых, чтобы возвести арку, под топор идут деревья и кустарники. В-третьих, территорию под арку начали осваивать, даже не дождавшись согласования проекта и объявления конкурса на строительство.
Арки Победы, безусловно, не чужды северной столице. Ведь традиция встречать победителей триумфальными воротами появилась ещё в петровские времена. Всероссийски известны стали наши Московские и Нарвские триумфальные ворота, возведённые в честь крупных побед российской армии – в Русско-турецкой и Отечественной войне 1812 года. И всё же появилась идея установить третью.
По свидетельствам историков, 8 июля 1945 года в город должны были вступить войска Ленинградского Гвардейского корпуса. Предполагалось, что они войдут в город тремя колоннами: со стороны Володарского (Невского), Московского и Кировского районов. Архитекторам этих районов в срочном порядке поручили разработать эскизы триумфальных арок и взять на себя руководство их строительством. На создание эскизов отвели одни сутки, а строительство продолжалось всего семь дней. Сооружения считались временными, делались из фанеры и гипса – через три года их разобрали…
И вот в 2007 году Даниил Гранин обратился к губернатору Валентине Матвиенко с предложением восстановить хотя бы одну из трёх возведённых в 1945 году арок.
– Это будет первый в городе памятник Победе. У нас есть памятник блокаде, памятники жертвам и героям войны, а памятника собственно Победе до сих пор нет, – говорил он.
Позже в прессе сообщалось, что уже готов эскизный проект воссоздания арки архитектора Гегелло, которая стояла в конце Московского проспекта, в районе Средней Рогатки. Была идея возвести эту арку на Комсомольской площади или в Московском парке Победы (построить её на прежнем месте невозможно – сейчас там площадь Победы с известным мемориалом защитникам Ленинграда). И вот, спустя какое-то время, уже при другом губернаторе, всё же решили возвести триумфальную арку. Только почему-то в Красном Селе – на перекрёстке проспекта Ленина, улицы Восстановления, Гатчинского и Кингисеппского шоссе.
Здесь сходятся сразу две магистрали – трасса «Нарва» и дорога на Гатчину. Ещё недавно перекрёсток, или Пять углов, как его именуют местные, лидировал по числу ДТП, пока в 2012 году не провели его реконструкцию, разделив потоки, а в 2013-м не включили светофоры. С тех пор аварий стало значительно меньше. Но, как говорится, недолго музыка играла. Смольный решил ещё разок переделать перекрёсток, на этот раз превратив его в кольцевую площадь. На центральном газоне и уготовано место для арки Победы. Таким образом, при движении по «Нарве» в Петербург водителям придётся огибать площадь по большой дуге, при этом дважды пересекаясь с потоком машин из новых районов Красного Села и со стороны посёлка Тайцы и Гатчины.
По данным ГИБДД, круговое движение обосновано только на пересечениях улиц с относительно небольшим потоком. Если же там сходятся магистрали, то это приводит к постоянным ДТП. Ходить за примером далеко не надо: несколько раз в неделю происходят аварии на Комсомольской площади, перекрёстке проспекта Энергетиков и шоссе Революции, перекрёстка проспектов Ветеранов и Дачного.
Однако желание подоспеть с аркой к 70-летию Победы, видимо, заставило закрыть глаза на эти «незначительные» моменты. Ведь найти место для постоянной копии послевоенного сооружения стоимостью в 100 миллионов рублей оказалось непросто. Московский проспект или проспект Стачек с их завершённым обликом такого дополнения не воспримут. На проспекте Стачек вообще странно воспроизводить не ту арку, которая стояла именно на нём, а ту, что находилась в Московском районе…
Так или иначе, многие красносёлы крайне обеспокоены происходящим и готовятся устраивать митинги. Ведь ради круговой развязки начали массово рубить деревья. Согласно информационному щиту, садово-парковое предприятие «Красносельское» должно пустить под топор 124 дерева и 295 кустарников.
– На днях гуляла в сквере на углу улицы Восстановления и проспекта Ленина. Удивлялась ещё: почему там 90 процентов деревьев белыми точками помечено? И тут их все выкосили, – возмущена местная жительница Любовь Шоферова. – Ведь их уже не восстановишь! Нам что, теперь только выхлопами дышать от постоянной пробки, которая тут обязательно появится после превращения перекрёстка в круг?
Интересно, что, несмотря на фактически начавшееся переустройство перекрёстка, никаких документов у строителей – кроме ордера ГАТИ на ограничение движения – нет. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры говорят, что сейчас по заказу дирекции транспортного строительства начались только «проектно-изыскательные работы». В соответствии с законом после этого начнётся рабочее проектирование, потом готовый проект должна одобрить экспертиза, затем можно объявить конкурс на строительство, а ещё позже – получить разрешение на начало работ. Уложить эту процедуру в срок менее года нереально, да и сама стройка займёт никак не меньше полугода-года. Наверное, именно по этой причине подрядчик – компания «Буер» – вышел на объект уже сейчас. Активисты-красносёлы считают стартовавшее строительство незаконным и уже направили заявление в прокуратуру Петербурга, сообщила автор обращения Алёна Шергина.
Кстати, нельзя сказать, что сам автор идеи Даниил Гранин поддерживает выбранное место. В одном из интервью он сказал: «Может быть, место не совсем подходящее, я плохо его помню…»