Мыть или не мыть?

Корреспонденты «НВ» выяснили, зачем в Петербурге намывают территории и что на них хотят построить

Корреспонденты «НВ» выяснили, зачем в Петербурге намывают территории и что на них хотят построить

Споры вокруг намывных территорий, которые появляются в Петербурге уже не первый год, не затихают. Часть горожан боится, что лишится красивого вида из окна, другие опасаются, что намыв приведёт к наводнению, а третьи и вовсе переживают, что из-за стройки в Финском заливе вымрет какой-нибудь редкий вид животных. Корреспонденты «НВ» разобрались, что и где собираются «намывать» в Петербурге в ближайшее время и чем это чревато для города.

«Морской фасад» когда-нибудь «домоют»

Место пляжа на Васильевском острове заняла стройка ЗСД, поэтому подойти к воде теперь можно только через замусоренный берег

У устья реки Смоленки, которая впадает в Финский залив, даже в хорошую погоду почти никто не гуляет. Нет смысла – вокруг мусор, а к воде не пройти. Вдоль береговой линии западной части Васильевского острова сегодня стоит забор, за которым строят центральный участок ЗСД. Словом, люди здесь живут у моря и без моря одновременно.

Да и берегом эта часть Васильевского острова быть почти перестала – фирма «Терра Нова» ещё с 2006 года реализует на этом месте, как сказано у них на сайте, крупнейший в Европе проект по образованию и комплексному развитию территории «Морской фасад». Общая площадь новых намывных территорий составит около 476 гектаров. Стоимость проекта специалисты оценивают в три миллиарда долларов. Построить тут хотят больше полутора миллионов квадратных метров офисных площадей, три миллиона квадратных метров жилья, а также торговые, развлекательные и социальные объекты.

Но вот получится ли застройщикам реализовать замыслы – пока вопрос, ведь за проектом такого масштаба пристально следят городские власти. Чуть больше месяца назад Градостроительный совет Петербурга согласовал концепцию застройки намывных территорий. Разработчик эскиза проекта – мастерская «Союз-55» – разделил территорию намыва на три части: центральную, где будет «Морской фасад» и группа нежилых территорий, северную и южную, где построят жильё и объекты социальной инфраструктуры.

Дома вдоль берега планируют сооружать не выше 9 этажей, а вот дальше от берега этажность может повышаться. Кроме того, концепция подразумевает создание нескольких доминант высотой до 80 метров. Что радует, не забыли о зелёных насаждениях и о гранитных набережных, где жители «фасада» смогут гулять.

По словам представителей компании «Терра Нова», намывные работы могут продлиться до 2020-х годов. Пока же на новых территориях Васильевского острова сегодня работает «Морской порт Санкт-Петербург», а также строится центральный участок ЗСД и два жилых комплекса «Капитан Немо» и «Светлый мир «Я – Романтик».

 

«Засыпать Маркизову лужу – значит убить город»

Ещё один намывной мини-город планирует возвести компания ООО «Северо-Запад Инвест» под Сестрорецком. Проект «Новый берег» не уступает по размерам «Морскому фасаду» – около 510 гектаров новой территории намерены создать в акватории Финского залива. Только жилья к 2028 году здесь хотят построить два миллиона квадратных метров, да к тому же 19 детских садов, 10 новых школ, 5 медицинских учреждений, 13 опорных пунктов полиции и Курортный районный суд.

Жить в «намытом» городе смогут 60 тысяч человек. Большинство строений (80 процентов), по планам, будут трёх- и четырёхэтажными. К тому же проект предусматривает обустройство пятикилометрового городского пляжа, а в рамках первой очереди к 2018 году хотят успеть возвести яхтенную гавань на 600 судов различного класса. Объём инвестиций в проект может составить 300 миллиардов рублей.

Первые квартиры здесь начнут продавать уже в 2018–2019 годах, сама же стройка на намывных территориях начнётся уже совсем скоро – в 2016 году. Что интересно, по договору, заключённому ещё при Валентине Матвиенко, оплатить возведение всех внешних коммуникаций для «Нового берега» должен был город. Обошлось бы это, по предварительным подсчётам, городскому бюджету в 10 миллиардов рублей. Однако в апреле этого года нынешний губернатор Петербурга решение Матвиенко отменил. В результате – «Северо-Запад Инвест» взял обязанность на себя.

Сейчас в Приморском и Курортном районах продолжаются общественные слушания, где петербуржцы обсуждают генеральный план территории, а противники намыва пытаются убедить власти, что «Новому берегу» в Финском заливе по разным причинам места нет. Чтобы работы по проекту продолжились, инвесторам нужно получить утверждение проекта планировки, которое губернатор Петербурга пока подписывать не спешит.

 

авторитетно

«Создавать намывы нужно в разумных пределах»

Святослав Гайкович, вице-президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга, заслуженный архитектор России:

– Я когда-то занимался парусным спортом, поэтому знаю, какие глубины бывают в Финском заливе. Иногда доходит до смешного: в некоторых местах глубина в километре от берега составляет всего полтора метра. Это, несомненно, нужно осмыслить. Всякого рода вмешательства в природу требуют бережного отношения, а в случае с намывными территориями – и грамотных гидротехнических решений в условиях естественного намыва течением. Это очень сложная работа, которую нужно учитывать.

Если говорить про намыв на Васильевском острове, то он возник в первую очередь как необходимость, так как с севера и с юга от гавани образовывались карманы, где начинал скапливаться ил. Другое дело – планировка этих территорий. Сегодня силами архитектурного сообщества Петербурга мы исправляем неудачные планировочные решения в северной части Васильевского острова, которые предложила компания «Генслер». Южная же часть острова – это настоящая градостроительная ошибка, упущенная возможность, потому что участки уже распроданы, а планировка в целом не рациональна: в проекте много пересекающихся кривых и острых углов.

Продолжение Крестовского острова, на мой взгляд, имеет место, но опять же при правильном гидротехническом подходе. Решение оформить этот участок в виде территории рационально, так как иначе он тоже зарастёт, там начнёт скапливаться ил. К тому же на этом месте мель – здесь трудно пройти на обычной лодке, не говоря уже о яхтах.

Несмотря на это, мне бы не хотелось, чтобы вся Маркизова лужа (другое название Невской губы. – Прим. авт.) застраивалась, ведь тогда потеряется приморская составляющая Петербурга, что очень важно. Создание намывных территорий должно быть в разумных пределах.

«Петербург как не выходил к морю, так и не выходит»

Рафаэль Даянов, заслуженный строитель России, почётный архитектор России, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга:

– Мы любим рассуждать о таком условном и литературном понятии, как «небесная линия». То же самое можно сказать и о ландшафте Петербурга: его изменение ведёт к уничтожению основного ядра города. Мы десятилетиями проектировали и пытались создать береговую линию на Васильевском острове, а тут вдруг начали резко её застраивать. К тому же решения, реализуемые на этом намыве, с точки зрения планировки тоже странные.

Засыпать Маркизову лужу – в большей степени означает убить город. Петербург как не выходил к морю, так и не выходит. Мы, жители, чувствуем, что Петербург – это морской город, только тогда, когда здесь проходят парусные гонки, когда везде стоят яхты. Мы теряем морское значение Петербурга.

Все мы знаем, что город строился на 101 острове, – тогда закладывалась его основная структура, главные дороги, его история. Сегодня мы только продолжаем её, и самое неправильное, что можем сделать, – это радикально менять город.

 

тем временем…

«Намывная» станция метро появится к 2018 году

Ещё один широко обсуждаемый в Петербурге намыв – искусственно созданная территория для строительства станции «Новокрестовская» рядом с новым стадионом. В Смольном рассчитывают закончить этот участок к началу 2016 года, хотя сегодня на западной части Крестовского острова ещё даже не началось его строительство.

Однако проект намыва уже готовится и недавно проходил экологическую экспертизу. Разработало документ по заказу комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) ЗАО «Инвестиции. Инжиринг. Строительство». Сумма контракта – 50 миллионов рублей, хотя изначально в конкурсной документации значилась сумма почти в 83 миллиона. Стоимость же самих работ по намыву будущей территории оценивается примерно в 1,3 миллиарда рублей.

По условиям контракта, проект должен быть готов к началу осени, примерно в это же время КРТИ намерен объявить конкурс на строительство намыва. Кто именно станет подрядчиком, пока не ясно, но на официальном сайте фирмы «Инвестиции. Инжиринг. Строительство» указано, что компания обладает всем необходимым оборудованием и техникой для проведения работ по созданию искусственных территорий. К тому же компания выступает техническим консультантом в проекте по созданию намыва в Сестрорецке.

Намыв площадью почти 17 гектаров должен появиться на Крестовском острове примерно через полтора года. Помимо новой станции метро на нём появится паркинг и яхт-клуб. В искусственном грунте построят подземный и наземный вестибюли «Новокрестовской» и наклонный ход с эскалаторами. От станции протянут дорогу к стадиону, которая пройдёт прямо под центральным участком ЗСД.

Что интересно, при создании намывной территории будут использовать смесь грунта и бетона. Такое решение позволит не ждать, пока искусственная земля осядет, а сразу приступить к строительству вестибюля. К тому же перед началом работ участок намыва обнесут искусственными валами, чтобы мутная вода не уходила в акваторию Финского залива.

Станция метро «Новокрестовская» находится в числе станций метрополитена, которые Смольный планирует построить в ближайшее время. Городские власти собираются построить её к чемпионату мира по футболу 2018 года. «Новокрестовская» и следующая за ней станция «Улица Савушкина» станут продолжением Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.