Жил-плыл художник один

Корреспондент «НВ» узнала, что заставляет петербургского художника-дайвера творить под водой

 

 

Корреспондент «НВ» узнала, что заставляет петербургского художника-дайвера творить под водой

Коралловые сады, затонувшие корабли, гроты и пещеры, дельфины и белухи – увидеть эти чудеса подводного мира удаётся далеко немногим, успеть запечатлеть их получается лишь у везунчиков, а передать красоту этого загадочного пространства и вовсе способны только по-настоящему талантливые художники. Петербуржец Денис Лотарёв занимается подводной живописью уже на протяжении шести лет. В его послужном списке около 200 картин и несколько собственных выставок в Петербурге, Москве и других городах. Корреспондент «НВ» расспросила художника о последних экспедициях и узнала несколько секретов подводного искусства.

Когда мы общались с Денисом в последний раз (больше двух лет назад), он мечтал снова отправиться в Крым, ведь именно здесь, под Алупкой, тогда ещё студент Санкт-Петербургской академии художеств в 2009 году нарисовал пастелью свою первую «подводную» картину – скалу и плавающих вокруг неё медуз. Он снова вернулся сюда и даже не раз: в 2011-м на глубине 12 метров Денис с другими художниками изобразил затонувшее судно «Ростов» в районе посёлка Фороса, а в 2013-м – наткнулся под водой на обломки греческих амфор – и опять не смог проплыть мимо.

– Холст с фрагментами амфор мне особенно дорог, – признался корреспонденту «НВ» Денис. – Ведь, отправляясь в экспедицию, я никогда не знаю заранее, какими будут мои картины, какие пейзажи я увижу. И это будоражит, вызывает любопытство и яркие эмоции.

Чуть ли не самый главный вопрос, который возникает у любого, кто узнаёт о творчестве Дениса: в чём секрет красок? Почему под водой на большой глубине они не расплываются и не смешиваются в одно разноцветное маслянистое пятно? Профессиональные секреты молодой человек с удовольствием раскрывает: всё дело в масляной краске с высоким содержанием тяжёлых веществ, металлов. К тому же холст художник обрабатывает специальным грунтом на основе акрила.

– В начале пути я находился в поиске материалов, холстов, красок и техники, – вспоминает Денис. – Мои первые опыты рисования под водой закончились неудачей: холст провис, а краски просто не легли. Я начал экспериментировать – стало получаться работать пастелью. Она хорошо держится, потому что содержит жир, но больше мне нравится писать именно маслом.

В год у Дениса бывает по пять-шесть поездок. Ему уже доводилось писать в глубинах Красного, Чёрного и Белого морей. В последнем, кстати, в прошлом году художник запечатлел полярного дельфина – белуху. Именно эту картину автор сегодня считает любимой. Очередная заветная мечта Дениса – отправиться в экспедицию на озеро Байкал, к Баренцеву морю и на Камчатку.

– Для меня живопись под водой – процесс интересный ещё и с точки зрения художественного эксперимента, – объяснил Денис. – Если в студии днём тёплый свет и холодные тени, то на глубине эта закономерность перестаёт действовать. Нет как таковой перспективы, потому что нет уровня горизонта – ты гораздо ниже его. К тому же ограничена видимость: не больше 50 метров.

Хотя подводная живопись для Дениса – дело всей жизни, а его картины пользуются успехом и даже продаются, всё же жить на эти средства, как признался художник, не получается. Поэтому художник-график (по специальности) работает в издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга», где создаёт уникальные авторские книги по технологиям старых мастеров. К тому же профессионально занимается книжной иллюстрацией, каллиграфией и гравюрами по металлу и дереву.

Так что же толкает такого разностороннего художника снова и снова погружаться под воду, чтобы делать там, казалось бы, абсолютно то же самое – заниматься живописью? Ведь создавать замечательные полотна можно и на суше, причём с меньшими затратами. Денис объясняет: каждое погружение – это некий особенный контакт с водой, а не просто любимое занятие.

– Я убеждён, что Океан – это разум планеты и, бесспорно, колыбель жизни, – философски рассуждает Денис. – И я точно знаю, что так, как я пишу внутри моря, я никогда не напишу снаружи. Под водой открывается другое видение, а мозг работает на 200 процентов. Картины, нарисованные на глубине, наполнены не только человеческими эмоциями, но и энергией самого моря. Самое важное – я понял, что через свою живопись могу поделиться красотой моря с другими людьми. Я осознал это на собственной выставке, когда увидел реакцию зрителей и почувствовал, что своим творчеством могу вдохновлять, радовать, вызывать желание путешествовать и жить полной жизнью.

 

(Подробнее ознакомиться с творчеством подводного художника вы сможете на полосе «Фототема» в одном из ближайших номеров «НВ»)

Меня всегда восхищали такие художники-путешественники, как Константин Коровин, Василий Верещагин, Роберт Гиббингс и Рокуэлл Кент. Эти смельчаки отправлялись в авантюрные и опасные экспедиции с минимальным бюджетом. Их картины и очерки о путешествиях наполнены духом романтики и азартом первооткрывателей. Своим вдохновителем на подводное творчество считаю художника Андре Лабана, работавшего с легендарным Жаком-Ивом Кусто.

 

Денис Лотарёв, художник-дайвер

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.