«Парус – это образ жизни»

Президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев рассказал «НВ» о том, какие проблемы мешают развитию самого романтичного вида спорта

Президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев рассказал «НВ» о том, какие проблемы мешают развитию самого романтичного вида спорта

– Известно, что Петербург – родина российского парусного спорта, здесь появились первые яхт-клубы, проходили первые соревнования. Как вы оцениваете нынешнее положение дел в вашем виде спорта?

– После довольно длительного трудного периода начался подъём. В 1990-е годы и в начале нулевых наш вид спорта не финансировался, практически был заброшен. Государство тогда из спорта ушло, а бизнес ещё не пришёл.

– Парусный спорт ведь можно назвать капиталоёмким видом? Не зря ведь яхты считаются в нашей стране одним из символов роскоши.

– Да, почему-то к яхтам в нашей стране сложилось такое отношение. На самом же деле яхты бывают не только такими, как у миллиардеров вроде Абрамовича. И вообще, такие яхты, как у него, не имеют к спорту никакого отношения. Но, соглашусь, парусный спорт занятие довольно дорогое.

– Какую проблему вы назвали бы главной?

– Основа парусного спорта – это яхт-клубы. Каждый должен быть центром развития нашего спорта. Яхт-клубы – это не только гавани, ангары для хранения лодок, ремонтные мастерские, но и классы для тренировочных занятий. К сожалению, большинство клубов в Петербурге и окрестностях не в лучшем состоянии. Современным требованиям соответствует только «Геркулес» в Лахте. Все остальные нуждаются в капитальном ремонте, в модернизации. Некоторые вообще на грани исчезновения – у их собственников есть планы по закрытию яхт-клубов и строительству на их территориях жилых комплексов.

– Наша промышленность не производит яхты?

– Приходится покупать яхты импортного производства, а так как со средствами туго, то приобретаем не самые современные. Ведь в Европе и Америке уже есть такие лодки, что на них показывают скорость почти в 100 километров в час. Используются новейшие материалы, сложнейшие технологии. У нас же пока на ходу яхты старинные, некоторым уже больше 50 лет, есть и такие, что достались нам после войны от Германии в качестве трофеев, как в шутку говорят, «яхты Геринга». Ну и находятся у нас такие умельцы, что своими руками в кустарных условиях строят яхты.

– Вы говорите о яхтах, но ведь ваша федерация объединяет не только яхтсменов?

– В наш союз входят также виндсёрфинг, то есть доски с парусом, и кайтинг – это катание на доске с парашютом, и буерный спорт – катание по льду. В общем, всё, что движется ветром. И виндсёрфинг, и кайтинг, которым тоже можно заниматься зимой, – это очень интересные виды спорта, популярные у молодёжи. Однако парусный спорт – это прежде всего яхты. И яхты не олимпийского класса с экипажем в один-два человека, а яхты крейсерские, на которых совершают многодневные переходы, участвуют в океанских регатах. Сейчас мы объединяем около 4–5 тысяч человек, из них в Парусном союзе – 400 членов, яхтсменов высшего класса, гонщиков.

– Много ли сейчас детей занимаются парусным спортом?

– В Школе высшего спортивного мастерства сейчас занимаются 218 детей: это те, кто уже чему-то научился, имеет спортивные разряды. Гораздо больше занимаются в клубах. Наш вид спорта – трудный. С одной стороны, паруса – это красиво, романтично. С другой – всё время на ветру, в воде, нагрузки очень большие. Очень много труда требует подготовка лодок. Надо ведь всё делать своими руками, чтобы быть уверенным в том, что яхта в критический момент не подведёт. Как парашютисты сами укладывают свои парашюты, так и мы всё делаем сами.

– На международных соревнованиях российские яхтсмены выступают без особых успехов, а ведь одной из легенд советского спорта был Валентин Манкин, трёхкратный олимпийский чемпион.

– На Олимпиаде в Лондоне лучший результат наших спортсменов – четвёртое место. И это очень хороший результат, если учесть, в каком состоянии много лет находился наш вид спорта, когда не было нормальных условий для тренировок.

– Соревнования в олимпийских классах, как я понял, не самые престижные в мире парусного спорта?

– Я бы сказал так: как в автогонках самые главные соревнования в классе «Формула-1», так и у нас самое главное – это регата «Кубок Америки». В ней нашим, конечно, далеко до высоких мест, в ней престижно само участие. Есть ещё несколько международных регат высокого уровня.

– Наверное, нельзя сказать, что парусный спорт широко популярен. Телерепортажи с Олимпийских игр и других состязаний обычно короткие и незрелищные.

– Телевидение не умеет снимать наши гонки. Нужно высокое мастерство, и технические возможности надо использовать. Скажем, снимать с вертолёта или посадить оператора в яхту. А это очень трудно. Скажу и такую вещь – большинству яхтсменов не нужна известность. Они избегают прессы, съёмок. Потому что считают, что им популярность ни к чему.

– Этим яхтсмены похожи на альпинистов, которые тоже считают, что они не спортсмены, что это их образ жизни.

– Верно, и парус – это образ жизни. И ходить в море можно почти всю жизнь – и в зрелом возрасте, и даже в пожилом. И не нужно для этого покупать яхту, они у нас принадлежат яхт-клубам. Можно прийти в клуб и стать членом экипажа. Только, как я уже сказал, надо понимать, что будет тяжело. Что прежде чем выйти в море, надо вложить много труда – яхту надо чистить, шкурить, красить, приводить в порядок навигационное оборудование, такелаж...

– Слышал, что ещё одну проблему для парусного спорта в Петербурге создаст строительство Западного скоростного диаметра.

– К сожалению, это так – под мостом высотой 25 метров наши лодки ещё смогут проходить, а значительная часть наших клубов потеряет возможность выходить в море по Елагинскому фарватеру, потому что там будет мост гораздо меньшей высоты. А уж про то, что после завершения строительства ЗСД в Петербурге придётся забыть о заходе в Неву таких красавцев-парусников, как «Седов», «Крузенштерн», «Мир», я не говорю. Жаль, но больше их горожане не смогут увидеть.

– В конце лета впервые в Петербурге и в России пройдёт чемпионат мира по парусному спорту.

– Это будет соревнование в классе SB20 – спортивные лодки длиной 6,2 метра. Чемпионат пройдёт по инициативе президента Всероссийской ассоциации класса SB20 Олега Жеребцова. Он сам яхтсмен, несколько лет назад участвовал в кругосветной регате Volvo Ocean Race, а это очень престижная гонка. Этим летом у стен Петропавловки пройдут всемирно известные гонки на огромных катамаранах Extreme Sailing Series, в августе состоится Санкт-Петербургская парусная неделя, которая продолжит европейские традиции объединения разных соревнований в одни сроки и под одним названием, как, к примеру, Кильская парусная неделя в Германии. В сентябре традиционно пройдёт чемпионат Санкт-Петербурга по парусному спорту. Вообще, мы сейчас проводим много соревнований в разных классах и разного уровня, в том числе и детских – всего около 60 мероприятий в год. Стараемся увлечь горожан, показать им, как наш спорт красив, проводим гонки в акватории Невы, на фоне знаменитых памятников архитектуры.

– Как вы относитесь к тем, кто в одиночку совершает морские путешествия?

– Это огромный риск! О том, что кому-то удаётся перейти в одиночку через океан, сообщают все, а о том, что при попытках совершить это ежегодно погибают двести-триста человек, обычно молчат. Конечно, есть везучие люди, которым это удаётся. Знаменитый Фёдор Конюхов, который совершил несколько таких путешествий, – это феномен, не иначе как он заговорённый от крушений. Однажды я попробовал ходить в одиночку. В местах, которые считаются вполне безопасными, – на Греческом архипелаге. И едва не разбился – у меня отказал двигатель, и в шторм я сперва столкнулся с яхтой одного немца, хорошо, что у него лодка была застрахована. А потом в гавани чудом избежал столкновений с роскошными яхтами. Сумел как-то исхитриться, втиснуться между ними, приткнуться к рыбацким лодкам. И два греческих рыбака помогли мне, можно сказать, спасли. Одного из них, кстати, звали Христос, и думаю, не случайно. Вообще, такие случаи бывают нечасто, зато когда идёшь на яхте, то получаешь ни с чем не сравнимое наслаждение и мощный заряд энергетики. Ведь находишься между небом и землёй…

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.