«Это будет новая Алёна Леонова!»
Петербургская фигуристка рассказала «НВ», почему сменила тренера и решила обязательно попасть на следующую Олимпиаду
Петербургская фигуристка рассказала «НВ», почему сменила тренера и решила обязательно попасть на следующую Олимпиаду
После завоевания серебра на чемпионате мира 2012 года Леоновой не удалось развить успех, её результаты пошли на спад. Травмы и резко возросший уровень конкуренции со стороны юных фигуристок не позволили ей выступить на сочинской Олимпиаде. Впрочем, Алёна не намерена сдаваться: она ещё достаточно молода, полна энергии и готова работать и меняться, чтобы вернуть утраченные позиции.
–Мне было очень легко работать с Николаем Морозовым, причина расставания только в том, что он не мог оставаться в Москве из-за прекращения финансирования и снова уехал в Америку, – сразу объяснила Алёна причину её расставания с тренером. – Не скажу, что последний сезон был ужасным – я показывала результаты лучше, чем годом ранее. Но этого оказалось недостаточно для федерации, там решили, что больше не могут вкладывать в меня столько, сколько раньше. После этого у меня была лишь одна дорога – возвращаться домой, в Петербург. Мы обсудили возможные варианты продолжения карьеры с Аллой Яковлевной Пятовой, у которой я раньше тренировалась, и приняли совместное решение обратиться к Евгению Владимировичу Рукавицыну. Он с готовностью отозвался на мою просьбу, а Пятова пообещала помогать мне при необходимости.
– Есть распространённое мнение, что Николай Морозов уделял вам недостаточно внимания. Это так?
– Я начала осознавать этот момент не сразу. По ходу работы поняла, что на первом месте у него танцевальная пара – Лена Ильиных и Максим Кацалапов. Кроме них с нами тренировались Флоран Амодьо, Дайсукэ Такахаси, и им уделялось больше внимания. Мы катались на одном льду, Морозов старался, но не мог разорваться и заниматься со всеми сразу. Поэтому иногда мне приходилось работать самостоятельно. Но я понимаю его и не держу обиды, напротив, хочу сказать большое спасибо за опыт и интересные постановки. Расстались мы нормально.
– Рукавицын говорил, что хочет найти для вас новые образы. Что-то уже подобрали?
– Намётки есть, но рассказывать о них пока не буду (смеётся). С короткой программой мы до конца ещё не определились, но в произвольной будут изменения самые радикальные. Это будет новая Алёна Леонова, которую зрители ещё не видели. Мне самой это очень интересно – есть вдохновение и сильные эмоции. Но работы впереди ещё много, нужно всё отладить, чтобы представить на суд болельщиков в новом сезоне, то есть в конце лета.
– Разницу между старым и новым тренерами уже заметили?
– Пока прошло не так много времени, но чувствуется, что изменения будут серьёзные. Это непривычно, потому что, когда я пришла к Морозову, он сказал: «Как тебе удобно, так и катайся, так и прыгай». Теперь же мне немного меняют технику, устраняют в ней какие-то недочёты. Надеюсь, что новые требования принесут свои плоды.
– Как выстроен ваш график на это межсезонье?
– Сплошные сборы, один за другим. С 6 июня на десять дней уезжаем в Ниццу, затем возвращаемся – свободного льда в Петербурге не будет, поэтому отправимся кататься в Игору, тоже дней на десять. Затем Латвия, почти сразу Швеция, после чего уже начнутся контрольные прокаты.
– Кто ещё занимается в вашей группе?
– Много ребят, поэтому тренерам приходится разбивать нас на подгруппы, чтобы всем хватало льда и внимания. Человек пять-шесть постарше, из тех, кого я хорошо знаю, – это Костя Меньшов, Маша Артемьева, Полина Агафонова. Плюс совсем ещё дети, но, надо сказать, тоже очень хорошего уровня.
– На Олимпиаду вы съездили в качестве запасной. Чем занимались в Сочи?
– Провела там пять дней: гуляла по Олимпийскому парку, участвовала в рекламных мероприятиях, ходила на соревнования, болела за ребят. Даже если бы кто-то из девочек, не дай бог, получил травму, заявить меня можно было только за два дня до старта. На всякий случай готовилась и держала себя в форме, но прекрасно понимала, что моя помощь вряд ли понадобится. Сходила на лыжные гонки. Наши ребята выступили неудачно, но мне понравилось – поболела, покричала (смеётся).
– Четыре года назад вы выступали на Олимпиаде в Ванкувере – какие Игры больше понравились по организации, атмосфере?
– Сложно сравнивать, потому что в 2010 году я сама участвовала в турнире и была так сосредоточена, что ничего не видела вокруг себя. Воспринимала олимпийский турнир как чемпионат мира, только чуть более важный, а как только он закончился, сразу надо было уезжать, поэтому что-то посмотреть и прочувствовать не успела. В Сочи было здорово, хоть я жила и не в самой Олимпийской деревне, а рядом с ней, но периодически пересекалась с нашими спортсменами.
– Два последних сезона сложились для вас неудачно. Сами для себя сделали вывод, в чём причины?
– Ошибки в подготовке. Я стояла на месте и не прибавляла в технической составляющей – в сложных прыжках и каскадах. Но я не унывала из-за отсутствия результатов, потому что близкие, особенно мама, всегда меня поддерживали и помогали в трудные минуты.
– Долгое время вы активно пользовались социальными сетями, вели блог на одном из информационных сайтов, но в конце прошлого года всё это прекратили. Из-за неудачных результатов?
– Наоборот, из-за удачных. В один момент заметила, что когда я ничего не пишу, то лучше катаюсь. Может, это совпадение, но последние чемпионаты России и Европы сложились неплохо, поэтому пока хочу сделать перерыв. Но считаю, что, ведя блог, я получила полезный опыт. Всегда писала всё сама от начала до конца, и было приятно, когда люди отмечали, что получается неплохо и у меня есть потенциал стать журналистом (смеётся).
– Пару лет назад вы рассказывали, что администрация Красногвардейского района Петербурга пообещала вам квартиру за медаль на чемпионате мира. Чем закончилась эта история?
– Нашу аварийную коммуналку на шоссе Революции расселили: дали двухкомнатную квартиру в Пушкине и однокомнатную для меня, как мы и просили, поближе к Академии фигурного катания, минут пятнадцать до неё на машине ехать. То есть напрямую за медаль мне квартиру, конечно, не дали, но пошли навстречу и поспособствовали.
– Понятно, что тяжело строить далекоидущие планы, но вы сейчас настроены пройти весь четырёхлетний цикл до следующей зимней Олимпиады?
– Безусловно! Как только стало ясно, что не попадаю в Сочи, я сразу сказала, что иду до Кореи. У меня осталось много нерастраченной энергии от последнего сезона, и я хочу продолжать радовать публику своими выступлениями.
– После Сочи возник большой ажиотаж вокруг Аделины Сотниковой и Юлии Липницкой, а вы остались в тени. Обидно?
– Вовсе нет. Девочкам хочется пожелать, чтобы они не растеряли себя из-за резко возросшего к ним внимания. Понимаю, что конкуренция с каждого сезона только усиливается, но в первую очередь мне не нужно оглядываться на кого-то, а повышать собственный уровень, и самое главное – я знаю, что для этого необходимо делать.