«Это не плата за вход, это пожертвования»
Жильцы знаменитого дома с Ротондой на Гороховой улице берут деньги за посещение своего подъезда, чтобы уберечь памятник архитектуры от вандалов
Жильцы знаменитого дома с Ротондой на Гороховой улице берут деньги за посещение своего подъезда, чтобы уберечь памятник архитектуры от вандалов.
«Забудь надежды всяк сюда входящий» – этими словами, выведенными чьей-то неуверенной рукой, встречает гостей легендарная Ротонда. Впрочем, разглядеть видоизменённые строки классика можно с трудом – колонны и стены испещерены надписями самого разного содержания и литературного стиля. Существует поверье, что, если написать на стене Ротонды желание, оно обязательно сбудется. И это лишь одна из сотен легенд, окутавших это мистическое место.
Уникальная круглая парадная с винтовой лестницей и шестью колоннами спряталась в совершенно обычном старом петербургском доме, построенном в XVIII веке. Сегодня жильцы культового подъезда бьют тревогу: памятник федерального значения разрушают вандалы. Пришлось вводить экстренные меры – посадили консьержа и назначили плату за вход. Символическую – 30 рублей. Сомнительных «паломников» отвадили. Но раз уж теперь за посещение нужно платить, то, как считают жильцы, гостям стоит предлагать что-то взамен.
– Многие интересуются, задают вопросы, поэтому хочется сделать некий буклет, где можно было бы прочитать пару страниц об истории парадной, – рассказал житель легендарного дома Даниил Любаров. – Ещё в 2008 году я заказывал профессиональному искусствоведу историческую справку о нашем доме и его парадной. Сегодня почти закончил собирать информацию о Ротонде и уже готовлю к печати брошюру.
Буклет – это только первый шаг. Инициативная группа жителей дома во главе с Даниилом хочет создать в Ротонде народный музей. Ведь рассказывать о ней можно часами: здесь, если верить легендам, был и тайный публичный дом, и место тусовок Бориса Гребенщикова, Егора Летова, Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Виктора Цоя и многих других известных музыкантов. Здесь же – на ступенях винтовой лестницы – в 1990-х снимали фильм «Танго на Дворцовой площади» с Николаем Караченцовым.
Идей для экспозиций, по словам Даниила Любарова, предостаточно. Главное – чтобы нашлись люди, которые станут их реализовывать. Активисты уповают на энтузиастов, которым небезразлична судьба Ротонды. Ведь музей вряд ли принесёт большой доход. Обращаться за помощью к властям города жители дома пока не торопятся. Говорят, что много лет судьба Ротонды чиновников вовсе не интересовала. Поэтому музей планируют сделать именно народным.
– Идея не только в том, чтобы открыть здесь экспозицию, но и в том, чтобы не пустить вандалов, которые всё равно прорываются в Ротонду, – рассказал Даниил Любаров. – Паломничество идёт сюда давно. Из тысячи приличных интеллигентных людей всегда находится десяток тех, которые сломают двери, выбьют окна и разобьют бутылки.
По новым правилам с 24 мая с гостей Ротонды берут по 30 рублей за вход. Одновременно памятник могут посещать не больше пяти человек и исключительно в сопровождении консьержа. Здесь нельзя мусорить, громко разговаривать, курить и пить или «иным образом нарушать сложившийся порядок посещения музеев», а также, вопреки городским поверьям, писать на стенах.
– Деньги – это не плата за вход, это именно добровольное пожертвование, – объяснил Даниил. – Консьерж может отказать и тем, кто готов заплатить, но по каким-то причинам не внушает доверия.
Сегодня в доме № 57, известном больше как дом купца Евментьева, находится семь квартир. Конечно, желание жителей легендарного здания обезопасить себя и историческую парадную от некультурных гостей понятно. Если ничего не предпринимать, вандалы рано или поздно разрушат уникальное место.
В истории северной столицы есть немало примеров, когда жильцы домов и квартир, которым «повезло» попасть в городские легенды, не выдерживали наплыва туристов и наглухо закрывали двери своих парадных или ставили кодовые замки. Уже давно посторонним закрыт вход в дом Раскольникова на Гражданской улице, 19. Не попасть сегодня и в дом старухи-процентщицы на набережной канала Грибоедова, 104, и в дом 52 по улице Маяковского – бывшей Надеждинской, – где жил поэт. А жаль. Поколение, которое не успело застать эпоху открытых дверей, уже не сможет кожей ощутить магию мест, где рождались петербургские мифы.
было дело
Почему Ротонда стала местом паломничестваСамая мистическая легенда гласит, что в Ротонде устраивали собрания членов тайной масонской ложи. Поговаривают, что в Петербурге есть ещё пять таких Ротонд, расположенных на равноудалённом расстоянии от этой, образующих пентаграмму. Шестая – на Гороховой – является центром пентаграммы и ключевым местом для совершения обрядов и жертвоприношений. Есть мнение, что помещение обладает особыми физическими свойствами, вплоть до того, что отсюда можно выйти в четвёртое измерение.
Ходят слухи, что пару лет назад один парень зашёл в подвал, пробыл там 15 минут и вышел 70-летним стариком. О случившемся он никому не рассказал и вскоре сошёл с ума.
Принято считать, что если, поднимаясь по чугунной лестнице Ротонды, закрыть глаза, то никогда не дойдёшь до конца. Кроме того, говорят, что если правильно сесть на одной из ступенек, то можно увидеть тень от седьмой колонны, хотя их только шесть.
Знаменито это помещение и своей необычной акустикой: если шепнуть что-нибудь, стоя лицом к стене, то фраза не только будет слышна всем присутствующим, но и, облетев всю Ротонду, вернётся к своему хозяину. Ему покажется, что кто-то шепчет на ухо его же слова.