Что для «Сколково» хорошо…

В будущем иннограде будут не только развивать науку, но и испытывать новшества в сфере обустройства городской среды, чтобы затем распространить их на всю Россию

 

 

В будущем иннограде будут не только развивать науку, но и испытывать новшества в сфере обустройства городской среды, чтобы затем распространить их на всю Россию

Когда в сентябре 2010 года Государственная дума приняла пакет законов об инновационном центре «Сколково», многим слабо верилось в то, что идея шагнёт дальше налоговых преференций определённому кругу юридических лиц. Оптимисты видели будущий инноград аналогом американской Силиконовой долины или подобием советских академгородков в пору их расцвета. Пессимисты называли город «чёрной дырой», где будут растворяться казённые деньги. Однако сейчас мало у кого из посетивших «Сколково» возникнут сомнения, что здесь действительно будет инноград, причём уже очень скоро.

…От метро «Парк Победы» до въезда в инновационный центр «Сколково» меньше получаса езды, если повезёт не попасть в пробку. Сейчас это почти нереально, поскольку на пересечении Можайского шоссе и МКАД строится развязка. В итоге на солидном участке трассы движение практически замирает. Зато по Сколковскому шоссе до деревни Немчиново, где немногочисленные старые частные дома выглядят как атавизм на фоне роскошных особняков, можно мчать с ветерком. А оттуда до иннограда – рукой подать.

Свой особый статус «Сколково», ныне представляющее собой одну огромную стройку, демонстрирует всякому въезжающему прямо с порога. Повсюду на подъездных дорогах пункты пропуска со строгими охранниками, а территория огорожена высоким забором с колючей проволокой. Сглаживают гнетущее впечатление раскрашенные в яркие цвета металлические контейнеры, поставленные друг на друга и снабжённые символикой инновационного центра. Мол, да, пока так, за забором, но скоро всё будет очень симпатично.

Уникальность будущего автономного инновационного города, который раскинется на территории в 400 гектаров, в том, что строится он в чистом поле абсолютно с нуля. И в этом есть свои преимущества: не надо тратиться на демонтаж старых зданий или ремонт устаревшей инфраструктуры, переселять жителей. С принятием в 2012 году решения о расширении Москвы будущий инноград автоматически вошёл в границы столицы, что позволило ему приобрести не только имиджевые, но и определённые практические преимущества. В частности, Москва, получившая новую зону деловой активности, теперь оказывает существенную помощь в создании инфраструктуры иннограда.

Казалось бы, прошло всего ничего с момента определения места расположения иннограда, а уже введено в строй несколько зданий, как, например, «Гиперкуб», где сейчас обживаются менеджеры партнёров «Сколково» – крупнейших мировых корпораций и стартаперы – компании – участницы проекта. Напротив «Гиперкуба» возвышается так называемая «матрёшка» – будущий деловой центр, где сейчас заканчивается монтаж крыши. Заканчиваются монолитные работы жилых зданий трёх кварталов на 350 квартир. Уже в следующем году они распахнут двери для будущих жильцов. Всего в этом районе, который пока имеет лишь буквенно-цифровое обозначение Д2, смогут жить более тысячи человек. При этом, несмотря на массу желающих поселиться в городе будущего, здесь будут обитать только инноваторы, партнёры центра, а также учащиеся и преподаватели Сколтеха, будущего сколковского института науки и техники. Остальные – только в гости.

Есть у будущего инновационного города ещё одна уникальная особенность. «Сколково» можно сравнить с некоей лабораторией, где на практике проверяются новые и перспективные решения в области инженерии, коммунального хозяйства, обустройства городской среды. Что сработает в «Сколково» и докажет свою эффективность, позже будет внедряться и в других уголках страны. Например, здесь создаётся принципиально новая энергетическая инфраструктура, как, в частности, подземные трансформаторные подстанции. Традиционная масляная изоляция заменена в них на элегазовую, что обеспечивает большую взрыво- и пожаробезопасность. Как только инноград создаст инфраструктуру для бесперебойного энергоснабжения, он станет выгодным соседом для жителей окружающих коттеджных посёлков, где сейчас регулярно случаются перебои с электричеством.

Эффективность – ключевое слово для всего городского хозяйства. Так, по подсчётам проектировщиков, здания в «Сколково» будут потреблять на треть меньше электроэнергии, тепла и воды по сравнению с другими существующими и даже ещё только строящимися в России. Например, очищенные стоки и дождевая вода будут использоваться для полива газонов и парков, а половина необходимой городу энергии предположительно будет производиться за счёт возобновляемых источников.

– Уже сейчас мы создаём «интеллектуальную» сеть – центр мониторинга инженерных сетей, – которая позволяет не только поставлять ресурсы потребителям, но и отслеживать их качество, постоянство, период передачи и потребления, – поясняет заместитель сити-менеджера «Сколково» Максим Шейфель, отвечающий за общегородскую инфраструктуру. – Например, мы чётко понимаем, что в учебном здании период его загрузки с 9 до 18 часов. И если, например, вдруг наблюдается расход воды в ночное время, очевидно, что возникла утечка.

В числе других особенностей будущего иннограда, который можно расценивать как особую экосистему, – отсутствие высотных зданий, несмотря на сравнительно небольшую территорию в 400 гектаров и высокую цену столичной земли. А также принципиальный отказ от автомобильного движения. По замыслу проектировщиков, все приезжающие в «Сколково» будут оставлять свои автомобили на парковках по границе города, а внутри станут передвигаться на велосипедах, электрокарах или пешком. Благо повсюду раскинутся сплошные зелёные зоны, скверы, парки и даже фруктовые сады, которые ещё больше упрочат связь «Сколково» с образом города-мечты из знаменитого стихотворения Маяковского. Добраться же до иннограда из Москвы можно будет несколькими способами.

– В перспективе на территорию можно будет заехать с семи сторон, – поясняет Максим Шейфель. – Уже сейчас ходит шаттл-бас от метро «Славянский бульвар» – каждые четверть часа утром и вечером и каждые полчаса днём. В 2016–2017 годах у нас появится так называемая «Красная электричка», которая будет отправляться с Белорусского вокзала и останавливаться в центре иннограда.

 

из первых уст

«Поселился в «Сколково» и занялся далёкой от инноваций деятельностью – такого не будет»

О будущем иннограде «НВ» рассказал заместитель сити-менеджера, директор департамента планирования и регулирования развития территории Фонда «Сколково» Александр Лаптев.

– «Сколково» – это федеральный проект, государством в него вкладываются большие средства, – поясняет заместитель сити-менеджера. – В этой связи с самого начала была, есть и будет чёткая идея и последовательность, как будет создаваться «Сколково». Это не что-то, развивающееся стихийно – всё строго по плану. В 2010 году был принят федеральный закон о «Сколково». На его основании разработали генеральный план Сколково, проект планировки, приняли программу строительства. В прошлом году на основании этих документов было подписано распоряжение главы правительства России и была принята подпрограмма по «Сколково», которая окончательно определила, как инноград будет жить в ближайшие годы. «Сколково» – это большой план действия, большая программа на 2,5 миллиона квадратных метров, из которых пятая часть строится за счёт федеральных средств: первые очереди технопарка, Сколтеха, первые жилые здания, объекты социальной инфраструктуры, дороги и инженерные коммуникации. Остальное будет строиться за счёт инвесторов.

– А город так и останется за забором? И как будет обеспечиваться безопасность иннограда и его обитателей?

– Забора вокруг «Сколково» не будет. Как только введём основную часть объектов, заборы снимем – они останутся только вокруг строительных площадок. Что же касается безопасности, вся территория города будет под видеонаблюдением. Да, перемещаясь по улицам «Сколково», вы должны понимать, что на вас смотрят. Но лучше, если вы станете сами следить за собой и за своими соседями тоже: мы рассчитываем, что тем, кто здесь будет жить и работать, небезразлично, что происходит на территории города. Мы говорим, что город открытый, но за всеми приходящими к нам станем внимательно следить, чтобы не допустить каких-то недоразумений.

– Правда ли, что жильё в «Сколково» продаваться не будет, а инноваторы смогут лишь снимать его?

– Изначально, когда принимался закон, была идея, что «Сколково» – территория, предназначенная специально для инновационной деятельности. У разработчиков закона вызывало опасения, что город со временем может превратиться в обычный населённый пункт, в какие превратились советские академгородки и закрытые города за последнюю четверть века. Ведь дети учёных – не всегда учёные, а зачастую совсем не учёные. Поэтому в законе и прописали отдельным пунктом запрет на продажу жилья в иннограде – оно будет сдаваться в аренду тем, кто работает в «Сколково».

– Допустим, приехал в «Сколково» инноватор, поселился в квартире, детей в местную гимназию устроил, а через некоторое время бизнес пошёл прахом. Что тогда? Изгнание из «рая»?

– Ну, не стоит сразу так мрачно. Человек может прийти, у него может не получиться, но это не значит, что на нём тут же поставят крест. Фонд будет стараться помочь ему снова, а в конечном счёте всё зависит от его личного желания. Если человек будет заявлять новые проекты, приходить с новыми идеями – ему помогут. Ведь те, кто добился серьёзного успеха, сделали это не с первого раза. Но такого, что человек поселился в «Сколково», проект у него не сложился и он занялся далёкой от инноваций деятельностью, но продолжает при этом жить в иннограде, мы будем стараться не допускать.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.