Человек – в «минусе»

Биолог Анатолий Мокрушин уверен, что в будущем одним из методов лечения станет замораживание пациента

Биолог Анатолий Мокрушин уверен, что в будущем одним из методов лечения станет замораживание пациента

Как снизить температуру человеческого тела, чтобы лечить тяжёлые болезни? Один из учёных, которые работают над этой проблемой, – Анатолий Мокрушин, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук.

– Анатолий Александрович, объясните, почему только при низких температурах можно лечить некоторые болезни?

– Снижение температуры человеческого тела почти до нуля градусов надолго замедляет обмен веществ (метаболизм), во много раз снижает кислородные и энергетические потребности организма, уменьшает нагрузку на внутренние органы. Но самое главное – при этом замедляется развитие заболевания, и у медиков появляется время как для оказания первой помощи, так и для хирургического вмешательства. Речь идёт о самых тяжёлых состояниях и болезнях, многие из которых сегодня устранить трудно либо просто невозможно. Сейчас в нашей лаборатории разрабатывается биотехнология специального охлаждения нервных тканей теплокровных существ именно до таких, околонулевых температур. Мы сохраняем эту температуру в течение заданного времени, а затем восстанавливаем изначальную жизнеспособность организма.

Ещё в начале исследований различных способов охлаждения мозговых структур мы обнаружили, что оптимальным является медленное охлаждение нервной ткани. Но окончательно реакции мозга на гипотермические воздействия не выявлены до сих пор. Исследования продолжаются.

– В фильме «Солярис» Андрея Тарковского есть нечто подобное: ткани охлаждаются азотом. 

– В нашей технологии не используется быстрое охлаждение биологических тканей до температуры жидкого азота, или так называемое «шоковое охлаждение». Хотя, действительно, сегодня этот метод наиболее известен. 

Но такое воздействие приводит к необратимым повреждениям тканей и органов. В клетках образуются кристаллики льда, из-за чего нарушается целостность их мембран. Так что, если заморозить живой организм таким способом, при отогревании восстановить его жизнедеятельность будет невозможно. Поэтому при лечении для гипотермического воздействия предлагают использовать так называемые «ветрификаторы» или «криопротекторы» – вещества, которые препятствуют образованию кристалликов льда внутри клеток и способствуют преобразованию воды в связанную форму. Эти вещества имеют различную химическую природу – углеводы, белки, трёхатомный спирт глицерин… Используют их при криоконсервации и низкотемпературном хранении живых объектов – крови, спермы, эмбрионов, изолированных органов, клеточных культур.

– Так за чем же дело стало?

– К сожалению, многие из этих веществ токсичны, их нельзя применять в клинических условиях. Неадекватные реакции организма на введение криопротекторов проявляются в самых разных формах, и природа этих влияний пока до конца не ясна.

Сегодня в лаборатории мы исследуем закономерности влияния различных приёмов охлаждения, выявляем внутренние ресурсы организма и способы последующего отогревания, которое позволяло бы полностью восстановить его жизнедеятельность. Сейчас изучаем гипотермическое воздействие на мозговую ткань. Помните роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля»? Можно сказать, что нам удалось реализовать идею писателя. Берём часть мозговой ткани, создаём условия для поддержания функций этой ткани в течение длительного времени, затем по приборам выясняем её функциональное состояние и фиксируем изменения при гипотермическом воздействии. Весь процесс осуществляется при помощи экспериментальной установки.

Нужно ещё создать аппаратуру, которая будет представлять собой комплекс высокоточных устройств, измеряющих отдельные характеристики функционирования нервной ткани. Эта аппаратура поможет регистрировать реакции организма на температурные изменения при неглубоком и околонулевом охлаждении, а также при последующем отогревании. Тогда мы сумеем лечить многие заболевания и продлевать жизнь здоровым людям.

Вы спрашиваете, за чем дело стало. Наша главная проблема – в отсутствии внимания к нашей работе со стороны общества, в том числе научного сообщества. Ну а где нет внимания, там нет и финансовой, технической поддержки. Нужны деньги для разработки электронных устройств, обеспечивающих как охлаждение, так и отогревание целого организма и его отдельных частей, для создания приборов, контролирующих изменения основных физиологических характеристик охлаждаемого биоматериала, для поиска и испытания эффективных криопротекторов, для исследования механизмов естественного погружения в зимнюю спячку гибернирующих животных (сусликов, монгольских песчанок)… Денег не хватает даже для покупки дорогостоящих химических реактивов и оплаты высококвалифицированных сотрудников…

– Будем надеяться, после таких публикаций, как эта в «НВ», блокада будет прорвана. А пока давайте чуть-чуть заглянем в будущее. Как станет работать ваш метод гипотермии?

– Людей будут погружать в состояние искусственного и обратимого гипобиоза, чтобы провести «исправления» в деятельности органов. Например, чтобы затормозить образование и развитие раковых клеток. Вполне возможно, подобные процедуры станут обязательными и регулярными, их будут проводить в определённые периоды жизни человека, ну, скажем, при наступлении климактерических изменений.

В трансплантологии будут созданы банки для хранения биологических тканей – кожи и внутренних органов – для последующей пересадки больным. В неврологии начнут эффективно лечить одно из самых серьёзных заболеваний – эпилепсию. Кроме того, наконец-то станут делать хирургические операции без наркоза, он просто не понадобится.

Метод гипотермии поможет отказаться от нынешних таблеток против головной боли: человек наденет термошлем с локальным охлаждением биологически активных точек головы, и боль быстро пройдёт.

Ну а если заглянуть ещё дальше в будущее, то погружение космонавтов в искусственный гипобиоз сделает возможным полёты за пределы Солнечной системы. Впрочем, говоря о будущем, не будем забывать, что уже сегодня для лечения больных с наркотической зависимостью используются так называемые криосауны.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.