«Сборную нельзя всё время ругать»

Бывший футболист «Зенита» Денис Угаров признался «НВ», что ждёт от Фабио Капелло создания новой сборной России

Бывший футболист «Зенита» Денис Угаров признался «НВ», что ждёт от Фабио Капелло создания новой сборной России

Минувшей ночью сборная России по футболу сыграла решающий матч за выход из группы на чемпионате мира в Бразилии. Как – вы уже знаете. Но когда корреспондент «НВ» беседовал с бронзовым призёром чемпионата России и обладателем Кубка страны Денисом УГАРОВЫМ, судьба команды Фабио Капелло ещё не была известна. Поэтому и разговор с Денисом, уже имеющим опыт тренерской работы в командах премьер-лиги, был посвящён не столько настоящему, сколько будущему национальной команды.

– Следите за чемпионатом мира?

– Конечно слежу! И за чемпионатом вообще, и за нашей командой, ведь в ней выступают люди, которых я хорошо знаю, – с Кержаковым вместе играл, с Комбаровым, Гранатом, Кокориным работал в московском «Динамо». И мне хочется, чтобы у нас и болельщики, и журналисты, и специалисты относились бы к сборной нормально. Чтобы больше было позитива. Нельзя всё время только ругать. Нужно верить, ждать успехов, и тогда может случиться чудо. Вы вспомните, как получилось с Олимпиадой в Сочи, – мало ведь кто верил перед её началом, что Россия победит в медальном зачёте. Но по ходу Олимпиады все так переживали, болели, что это передалось спортсменам.

– Значит, вы не входите в число критиков Фабио Капелло?

– Капелло – специалист такого высокого класса, с такими достижениями, что, по-моему, смешно давать ему какие-то советы, говорить, что он кого-то не того поставил в состав или выпустил на замену. Главное, что мне нравится в Капелло, – его желание сделать нашу сборную сильнее. Я вижу, что он приехал к нам не на год-два ради денег. Он работает много, отдаёт все силы, строит новую команду, которая должна достойно выступить на чемпионате мира 2018 года. Он взял на чемпионат некоторых ребят, которые ещё, может быть, не дозрели до сборной, например Канунникова, Могилевца, но за ними будущее. Ещё раз повторю: я доверяю Капелло.

– Денис, вы уже больше 10 лет работаете тренером. Для вас было в своё время неожиданным приглашение Андрея Кобелева войти в штаб московского «Динамо»?

– Конечно, когда он мне позвонил, я удивился. В тот момент я работал в школе «Зенит» со старшей командой, которая выступала в чемпионате Северо-Запада. Кобелев предложил возглавить молодёжную команду «Динамо», я подумал и согласился.

– Как вас в Москве встретили? Не было враждебного отношения со стороны столичных коллег?

– Понятно, что в Москве много своих тренеров, а я – человек из другого города, другого клуба. Но никакого негатива не чувствовал. Работал с коренными динамовцами и находил общий язык. В тот момент у «Динамо» были скромные возможности, клуб не покупал дорогих футболистов, поэтому Андрей Николаевич Кобелев давал шанс молодым. Но мы вряд ли выиграли бы тогда, в 2008-м, бронзу без опытных футболистов – Кержакова, Хохлова, Семшова, Данни, который ушёл от нас в августе.

– Что произошло с «Динамо» дальше? Почему клуб выбрал другую, как теперь модно говорить, стратегию развития?

– Когда ты занимаешь 3-е место, то руководство клуба в следующем сезоне ставит задачу выступить лучше и стать чемпионом. А для этого надо приглашать футболистов более высокого класса. В 2009 году мы играли тем же составом, да ещё и без Семшова, который, как и Данни, ушёл в «Зенит». В 2010-м сменилось руководство, появились финансовые возможности, команду усилили Воронин, Самедов, Епуряну, была договорённость, что летом придёт Кураньи. Но и задачу поставили – сразу занять первое место. А ведь новым футболистам, пусть они даже высокого уровня, требуется время сыграться. Нам с Кобелевым этого времени не дали…

– Следующим местом вашей работы стали «Крылья Советов».

– Мы пришли в «Крылья», когда команда шла на последнем месте, а закончили чемпионат на 12-м. Условия в Самаре, конечно, не сравнить с теми, что в «Динамо». Динамовская база в подмосковном Новогорске – одна из лучших в России. Три поля – два натуральных с подогревом, одно искусственное, восстановительный центр, тренажёрный зал. В Самаре же на базе всего одно поле без подогрева, на нём можно начинать работать только в конце мая. Пришлось всю весну тренироваться в Москве, жить в гостиницах, искать поля, ездить в Подольск, в Бор. С большим трудом Кобелев убедил руководителей самарского клуба, что надо оборудовать подогрев поля на базе, что это выгоднее, чем платить за аренду стадионов и гостиницы.

– Странно, ведь в Самаре вроде бы любят футбол.

– Знаете, любить футбол и заниматься им – это разные вещи. В Самаре долго шли к тому, чтобы вылететь в первую лигу. Скажу, что в России очень мало где занимаются футболом профессионально. Наверное, только в Петербурге, Москве, Казани, в последние годы ещё в Краснодаре. В этих городах у клубов есть фундамент – школы, базы, стадионы, тренерские кадры, свои воспитанники. В остальных же городах – огромные проблемы. Вот сейчас в премьер-лигу вышли «Арсенал» из Тулы, «Уфа», московское «Торпедо». Ни у одного из этих клубов нет фундамента. Даже у «Торпедо». Все говорят, как здорово, что этот знаменитый клуб возродился – а в чём он возродился? Стадиона нет, базы нет, денег нет, игроков нет… В Туле то же самое, про Уфу я вообще не говорю, удивляюсь, как им разрешили играть матчи на своём стадионе, где нет даже пяти тысяч мест. Из-за таких команд наш чемпионат станет слабее. Вот увидите – будет сыграно туров 10, и уже станет ясно, кто вылетает. Лучше бы оставили в премьер-лиге тот же «Анжи», где есть отличный стадион.

– Как думаете, почему в петербургские клубы не приглашают петербургских тренеров?

– Не знаю. Надо спросить у владельцев команд. Конечно, странно, что и в «Тосно», и в питерском «Динамо» работают приезжие. Хотя и в масштабах страны такая же картина – слишком много иностранцев. Ещё можно понять, когда это тренеры высокого класса, но вот «Амкар» пригласил Муслина – ему уже за 60, особых заслуг нет. Больших задач «Амкар» решать не собирается, так почему им не дать поработать своему Парамонову?

– Вы ушли из «Крыльев Советов» два года назад…

– Только год и семь месяцев! Я отлично помню день, когда узнал, что мы с Кобелевым прекращаем работу в Самаре, – 11 ноября, потому что у меня в тот день родился второй ребёнок. Агентов, которые бы работали с тренерами, у нас нет. Знаю, что агент Капелло – его сын. Вот мой старший сын вырастет, станет моим агентом (смеётся).

– Чем занимаетесь сейчас?

– Семьёй. Старший сын, ему 10 лет, занимается в Академии «Зенита», он, как и я, полузащитник. Выступаю за команду ветеранов «Зенита», когда удаётся. Ездили в Испанию на игру с ветеранами «Валенсии», недавно в Симферополе матч провели. Хочу сказать спасибо клубу за то, что нас собрали по случаю 15-летия победы в Кубке России 1999 года, устроили чествование на «Петровском». Мы были рады пообщаться. Жаль только, что родная команда в тот день не выиграла.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.