Смотрящие за озёрами
В Вологодской области стартовал научно-исследовательский проект, направленный на изучение наиболее интересных и аномальных внутренних водоёмов региона
В Вологодской области стартовал научно-исследовательский проект, направленный на изучение наиболее интересных и аномальных внутренних водоёмов региона
Подминая выступающие из воды кочки, наш болотоход упрямо движется вперёд. Здесь, в болотистом мелколесье на границе Вологодской и Ленинградской областей, это едва ли не единственное средство передвижения. Наконец колёса касаются твёрдой земли. Ещё четыре километра – и мы у цели: небольшого лесного озера в Вытегорском районе. Несколько свидетелей из числа заезжих рыбаков клятвенно уверяли, что в полнолуние воды этого озера в буквальном смысле слова начинают вспениваться. И мы вместе с представителями областного отделения Русского географического общества отправились на место, чтобы разобраться с феноменом.
Найти искомый водоём оказалось совсем непросто. Ведь в этом лесном краю много лесных озёр, соединённых между собой протоками и рукавами. Причём практически ежегодно конфигурация водоёмов меняется. Не зря здешние озёра называют «исчезающими». На дне многих из них находятся карстовые воронки, в которые эпизодически «сливается» вода вместе со всей рыбой.
Официально в этих местах никто не живёт, ближайшая обитаемая деревня в 30 километрах. Но по факту тут можно встретить и рыбаков, и охотников, и чудаковатых отшельников. Один из них, дядя Вася – в миру пенсионер Василий Скоробогатов, – называет себя «смотрящим за озёрами». Где-то в Москве у него двухкомнатная квартира, но каждое лето на один-два месяца бывший гидробиолог приезжает на Вытегорщину, чтобы пожить в уединении в небольшой избушке и позапускать «подводные эстафеты» – запечатанные и маркированные бутылки с записками. Дядя Вася увлечён идеей, что основные карстовые водоёмы Вологодчины соединены многокилометровыми подземными реками (и именно, мол, поэтому, несмотря на регулярный «слив» озёрной воды, рыба здесь всё же вырастает до крупных размеров). И теперь вот, запуская бутылочки, он ищет подтверждение своей гипотезы.
Всего на территории Вологодской области, которая по площади превосходит такие страны, как Греция или Болгария, насчитывается более 5 тысяч озёр. Но до последнего времени они фактически оставались «аква инкогнита» – неизвестной водой. Детальным изучением внутренних водоёмов никто не занимался. И потому даже серьёзные труды по гидрологии Вологодчины пестрят многочисленными ошибками. Ситуацию решила исправить группа череповецких дайверов во главе с Александром Губиным. В определённых кругах это по-настоящему легендарная личность. Полтора года назад Александр принимал участие в рекордном зимнем погружении в воды озера Лабынкыр в Якутии, рядом с которым находится российский полюс холода. На счету Губина также «дайв-командировки» на Байкал и в прибрежные моря всех пяти континентов.
Год назад, собрав группу единомышленников, Губин создал при Вологодском отделении РГО комиссию научного дайвинга, приступившую к систематическому изучению наиболее интересных вологодских водоёмов.
Одним из первых было обследовано Безымянное озеро в Кирилловском районе, со дна которого бьют грифоны – самовосходящие из глубин земли источники с высоким содержанием сероводорода. Удивительно, но это сероводородное озеро оказалось обитаемым. Более тяжёлый сероводород концентрируется преимущественно у дна, тогда как ближе к поверхности образовалась примерно двухметровая прослойка достаточно чистой воды, в которой при погружениях были замечены пескари и уклейки. Этим летом дайверы намерены повторить погружение в сероводородное озеро (а каждый такой спуск на глубину сопровождается тщательной подготовкой и различными мерами безопасности). На сей раз – чтобы описать видовое разнообразие местных… лягушек, среди которых оказались очень редкие на Северо-Западе особи.
По-своему интересным получилось и комплексное изучение Гагарьего озера в Верховажском районе. Оно уникально вдвойне. Во-первых, своими плавающими островами, которые перемещаются по воле ветра! Правда, острова эти не совсем настоящие – их основание составляет огромная торфяная «подушка», иногда до 100 метров в диаметре, всплывшая к поверхности и удерживающая почву переплетённой корневой системой произрастающих на ней деревьев и кустарников. А во-вторых, тем, что на одной из оконечностей озера начинает аномально вращаться стрелка у компасов. Считается, что в этом месте когда-то упал метеорит с высоким содержанием железа. Правда, несмотря на применение специальной аппаратуры, найти «посланника небес» в этот раз так и не удалось.
Зато при погружении на дно Азацкого озера обнаружены окаменевшие стволы древних деревьев, возраст которых определён в 20 миллионов лет. А на 30-метровой глубине Онежского озера были исследованы придонные дюны – ярко выраженные волнообразные песчаные «складки». Кстати, солнечный свет на такие глубины уже не проникает, и потому в озёрную бездну вологодские дайверы опускаются с мощными фонарями и в утеплённых гидрокостюмах – температура воды даже летом там обычно не поднимается выше 5–7 градусов.
Что же касается тайны вытегорского озера, то мы её всё-таки раскрыли. Вода там действительно «пенится», но ни полнолуние, ни тем более мистика здесь ни при чём. Всё банально просто – озеро питают природные источники с высоким содержанием соли. При сильном ветре, смешиваясь с грязью, солоноватая озёрная вода образует густую пену, которая скапливается в камышовых заводях и при определённой сноровке даже может служить исходным материалом для некоторого подобия рассыпчатых «снежков».
Кстати, в другом лесном водоёме с названием Океан по осени можно увидеть даже красноватую пену. Но не от крови, а от красящих частичек сольроста – очень редкой в наших широтах травы красного цвета, произрастающей на осушенных участках некоторых соляных озёр.
прямая речь
Андрей Ворошнин, директор Вологодского центра региональной проблематики:
– Я немного знаком с ребятами из комиссии по научному дайвингу и смею вас уверить, что их подводные изыскания – это не просто интересное хобби, но ещё и серьёзная работа на перспективу. И в первую очередь по оценке качества и состояния природных резервуаров с пресной водой. Причём как открытых, так и подземных, пока спрятанных от наших глаз. Учитывая динамику происходящих на планете процессов, смею предположить, что через 50–70 лет, а может, даже раньше самым ценным природным богатством будет не нефть, золото и алмазы, а обычная питьевая вода. Кроме того, Вологодчина сейчас переживает настоящий туристский бум. И посещение тех же аномальных озёр предполагается включить в новые турмаршруты. Возможно, на Вологодчине даже появятся туристские центры озёрного дайвинга. Тем более что самые интересные подводные пейзажи в наших пресноводных источниках можно увидеть на глубинах до полутора метров, которые доступны практически всем людям даже без специальной подготовки.
кстати
Белое озеро – кратер метеорита?Не исключено, что самый крупный внутренний водоём Вологодской области – Белое озеро – имеет «метеоритное» происхождение. По крайней мере такую гипотезу уже несколько лет высказывают ряд вологодских геологов и гидрографов. В пользу своей версии они приводят довод о почти идеальной округлости озера (причём на старых географических картах, изданных до строительства Волго-Балта, эта округлость имеет ещё более ярко выраженную форму). А также о характерной структуре речного дна – с одной стороны озеро более глубокое, а с другой имеет грунтовый «навал», как будто бы ударившее под углом иноземное тело выдавило вперёд часть пород из центра воронки. Впрочем, каких-то аномальных отклонений по составу и качеству воды в самом Белом озере никогда не выявлялось.