Фестиваль, где всё точно как часы

Только что вернулась из Дрездена. Впечатлений, как всегда, – уйма, и все позитивные. Концерты Дрезденского музыкального фестиваля были, что и говорить, отменные; оркестры и солисты – мирового уровня

Только что вернулась из Дрездена. Впечатлений, как всегда, – уйма, и все позитивные. Концерты Дрезденского музыкального фестиваля были, что и говорить, отменные; оркестры и солисты – мирового уровня.

Даниэль Баренбойм, Пааво Ярви, Хилари Хан, Даниэле Гатти, Вальтрауд Майер, Рене Папе, Анушка Шанкар, The King’s Singers – продолжать список можно бесконечно, фестиваль длился три недели. В программу включили вторую по счёту малоизвестную оперу Рихарда Штрауса – «Погасшие огни». Полусценическая премьера прошла в Большом дворе Королевского дворца – так называемом Residenzschloss. Это событие одновременно стало инаугурацией Большого двора, долгие годы закрытого на реставрацию.

Время, место и повод были выбраны прицельно точно: премьера прошла в тёплую летнюю ночь, перед Троицей. А действие оперы Штрауса разворачивается в ночь летнего солнцестояния (так называемые Johannisfeuer, обрядовые костры, зажигают в эту ночь) в средневековом Мюнхене. Повод для обращения к опере был двояким: во-первых, музыкальный мир в эти июньские дни самыми разнообразными способами отмечал 150-летие Штрауса, день рождения которого приходится на 12 июня. А во-вторых, мировая премьера оперы «Погасшие огни» состоялась как раз в Дрездене в 1901 году, дирижировал Эрнст фон Шух. 

Фестивальный спектакль, созданный в кооперации с Дрезденской оперой Земпера, смотрелся весьма уместно на открытой эстраде, воздвигнутой посреди королевского двора, стены которого сверху донизу украшены старинными фресками.

Сидела я там, наблюдала за певцами, слушала воодушевлённую игру Фестивального оркестра под управлением Стефана Клингеле и думала: как организаторам удаётся сверхточно наладить работу сложного фестивального механизма?

На фестивале всё работало как высокоточные элитные часы, изготовленные на той самой знаменитой дрезденской часовой фабрике Glashuette Original, что много лет является донором и партнёром фестиваля. Встречи-проводы, организация офф-программ… плюс плотное и взаимовыгодное сотрудничество с разнообразными институциями города – будь то знаменитые дрезденские музеи, пятизвёздочные отели QF и «Бюлов-Пале», офисы по туризму Саксонии и города Дрездена.

Дрезденский фестиваль проводится уже в 37-й раз. Основанный во времена разделённой Германии, он задумывался властями ГДР как некий «ответ лорду Керзону» – то есть в пику разнообразным музыкальным фестивалям ФРГ, где в 70-х годах на музыкальном поприще безраздельно властвовал легендарный Герберт фон Караян. Многие годы Дрезденский музыкальный форум был крупнейшим в восточной части Германии, да и сегодня он остаётся довольно-таки заметным событием на музыкальной карте страны.

Место для проведения фестиваля классической музыки также располагает к восприятию прекрасного: природа, архитектура и музыка сливаются в Дрездене в гармоничный ансамбль. Город достиг своего наивысшего расцвета во времена Августа Сильного. Роскошные барочные дворцы вырастали по берегам Эльбы по мановению руки курфюрста, строились по проектам гениального придворного архитектора Августа – Пёппельмана, который фактически в одиночку сформировал уникальный стиль саксонского барокко. Слава богу, Цвингер (где сейчас разместилась Дрезденская галерея) – главный королевский дворец – избежал разрушения, когда бомбили Дрезден в конце Второй мировой войны. Равно как и загородный летний дворец в парке Пильниц, выдержанный в «китайском стиле» – как его понимали европейцы в XVIII веке.

Прямо на ступенях Пильница, посреди буйной зелени парка, прошёл традиционный концерт хора мальчиков из Кройцкирхе – знаменитый во всём мире «Круцианер» который существует при церкви Святого Креста – трудно даже вообразить! – почти 800 лет. Serenade in Gruenen – дословно «Серенада среди зелени» – так назывался концерт, программа которого была составлена из старинных саксонских песенок и хоров на 4 и 6 голосов. Отроки распевали наивные любовные песенки – из уст безусых юнцов 12–14 лет они звучали особенно трогательно. Особо запомнилась одна песенка – «Аннхен фон Тарау» на старинный текст Симона Даха (VII век). В ней юноша поёт серенаду, обращённую к неведомой Аннхен (реальное лицо, Анна Неандер была дочерью пастора из Тарау): «Ты моя душа, плоть и кровь».

В обширной программе Дрезденского фестиваля выступление «Круцианера» на зелёной лужайке стало лишь небольшим эпизодом. Костяк же программы составили выступления отличных оркестров-«тяжеловесов», преимущественно немецких. В списке оказались и Берлинская Штаатскапелла, возглавляемая Даниэлем Баренбоймом, и оркестр Франкфуртского радио, руководимый Пааво Ярви, оркестр Баварского радио под управлением выдающегося «старинщика» сэра Джона Элиота Гардинера, Камерный Малеровский оркестр, сыгравший мемориальный концерт, посвящённый Клаудио Аббадо, в самом культовом месте города – возрождённой Фрауэнкирхе.

 Из Лейпцига на фестиваль пожаловал великолепный Гевандхаус-оркестр, руководимый Риккардо Шайи. Тут стоит заметить, что от Лейпцига до Дрездена – всего час езды на поезде. Но лейпцигский оркестр – редкий гость в Дрездене, а вместе с Шайи выступал в Дрездене впервые.

Словом, в этом году фестиваль получился репрезентативным, ярким, богатым на эксклюзивные события. За что стоит сказать особенное спасибо интенданту фестиваля, креативному, брызжущему идеями Яну Фоглеру, с приходом которого фестиваль в 2009 году получил новый мощный импульс к развитию.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.