Играют 22 футболиста, а побеждают?..

Завтра состоится финальный матч чемпионата мира по футболу, в котором сыграют сборные Германии и Аргентины. «НВ» предлагает два взгляда на то, за кого следует болеть

Завтра состоится финальный матч чемпионата мира по футболу, в котором сыграют сборные Германии и Аргентины. «НВ» предлагает два взгляда на то, за кого следует болеть

Иван Максимов, обозреватель «НВ»

Я никогда прежде не болел за немцев. Сначала, видимо, сказывались впечатления детства. Когда мой дед, прошедший войну и лишившийся ноги, видел по ТВ международный футбол, он яростно болел за всех, кто играл против Германии. Я сидел рядом, и его эмоции, видимо, отложились у меня на подкорке. Сказывалось и давнее отвращение к «глори-хантерам» – болельщикам, переживающим за команды, обречённые на успех. Болеть за «вечных победителей» легко и приятно. А немцы выигрывают почти всегда.

По ходу чемпионата в Бразилии я искренне переживал за сборные, способные преподнести (и преподносившие) болельщикам сюрпризы, – за Чили, Колумбию, Коста-Рику. Для меня чистый футбольный драйв на поле всегда важнее результата. Для игроков этих сборных – тоже. Но к полуфиналу Германия – Бразилия я однозначно готовился болеть за немцев. Во-первых, немцы не были настолько самоуверенны, как бразильцы. Во-вторых, не устраивали «футбольного театра»: не падали по ходу матча как подкошенные, выпрашивая пенальти. Бразильцы валились при первой возможности. В-третьих, у немцев в Бразилии не было вымученных побед. В-четвёртых, за немцев не свистел ни один судья (пусть даже невольно), чего не скажешь о бразильцах. 

Немцы были Командой. Бразильцы – нет. Бразильцы выглядели набором ярких личностей, попавших под пресс общенациональной жажды чемпионства. И эта уверенность бразильцев в победе в домашнем чемпионате почему-то раздражала больше всего. После полуфинального унижения жалости к бразильцам у меня не было вообще. Заслужили.

С аргентинцами на этом чемпионате произошла странная вещь – мне всё время казалось, что я пропускал игры с их участием. В полуфинале я понял – это потому, что от их игры не оставалось впечатлений. И это при живых Месси и Ди Марии! Эти парни не делают шоу, хотя умеют. Просто потому, что их тренер Алехандро Сабелья хочет именно таким образом выиграть Кубок мира. Но я убеждён – вот так, на холодном расчёте, экономя силы и «засушивая» игру, выиграть чемпионат мира нельзя.  

А немцы – при всей своей расчётливости и прагматичности – делали шоу почти в каждом матче в Бразилии. Даже злобные британские спортивные журналисты писали про них: «Никаких нелепо восторженных празднований после забитых мячей, никаких татуировок, а вместо неуёмного эгоизма – высшее понимание командной игры». 

Вот увидите – немцы победят в финале, они не дадут аргентинцам устроить ещё одну двухчасовую бодягу на поле, как было с Голландией. Они «вскроют» их оборону и потом по ходу финала будут долго, но изящно бить «альбиселесту», возможно, до потери сознания. И в итоге в четвёртый раз поднимут над головой Кубок мира, потому что они, немцы, на этом мундиале достойны этого больше других.

 

Михаил Григорьев, редактор отдела спорта «НВ»

Игра немецкой сборной мне никогда не нравилась. Да, «немецкая машина», да, как писал Лесков, «железная воля», победы на конвейере, сплошной «орднунг» и «штурм унд дранг». Но я любил другой футбол. 

Наверное, мне повезло, что увидел в юном, но уже более-менее сознательном возрасте сборную Аргентины с Марадоной. Не буду говорить о том, что это был за футболист, о нём написаны целые библиотеки. Признаюсь, он стал моим кумиром, и я с того момента, то есть больше тридцати лет, слежу за ним уже не как за игроком, а как за человеком. Марадона – это футбольный Че Гевара и Дон Кихот в одном лице. Его непримиримый бунтарский дух, его вечное стремление бороться с любой несправедливостью, его неиссякаемая страсть – всё это не может не очаровывать. 

Конечно, сборная Аргентины не один Марадона. Звёзд в этой стране всегда хватало, были выдающиеся футболисты и до него, и после. И все 20 лет после завершения эпохи Марадоны идут поиски его преемника. Один за другим талантливые парни подавали большие надежды, всходили на небосклон, зажигались, но так и не разгорались до масштабов гения. Не было успехов и у сборной.

Наконец, появился Месси. Фантастический игрок, уже перекрывший множество рекордов, выигравший кучу трофеев и личных призов. Но в Аргентине он пока не стал божеством, как Марадона. Пока  Лионель не выиграет чемпионат мира, он не сравняется с Диего. 

В Бразилии сборная Аргентины не показывает завораживающей игры, которая могла бы вдохновить группу «Чайф» на создание песни «Какая боль!». Месси не взрывает мир голом, забитым «рукой Бога». Пока всё идёт как-то не по-аргентински, не в ритме страстного жгучего танго, без слёз и скандалов, без провокаций и шедевров. Зато есть результат – команда впервые за 24 года вышла в финал. Аргентинцы научились бороться и терпеть, не сдаваться и не опускать руки, наступать на горло собственной песне и вынуждать соперника плясать под свою дудку. Они взяли измором отчаянно сопротивлявшихся швейцарцев. Не дали развернуться ярким талантливым бельгийцам, которым пропели столько дифирамбов. Заставили любящих атаковать голландцев обороняться и искать счастье в «русской рулетке» послематчевых пенальти. 

У Аргентины есть команда, на которую работает её лидер. У Аргентины есть лидер, который может решить исход матча в одиночку. Наконец, Аргентина умеет побеждать в матчах, в которых не считается фаворитом, так было в истории неоднократно. Оба титула чемпиона мира эта сборная завоевала в борьбе с соперниками, которым остальной мир в тот момент отдавал предпочтение, – творцами «тотального футбола» голландцами и «немецкой машиной». Так что победа «альбиселесты» на «Маракане» меня не удивит. Я её жду.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.