Трамвайные споры – последнее дело?

Утверждённая Смольным программа развития транспорта Петербурга в очередной раз продемонстрировала нежелание городских властей превращать трамваи в удобный и нужный общественный транспорт

Утверждённая Смольным программа развития транспорта Петербурга в очередной раз продемонстрировала нежелание городских властей превращать трамваи в удобный и нужный общественный транспорт

В ближайшие шесть лет трамваям в городе отвели весьма скудное место: власти решили обновить прежде всего автобусный парк, выделив из бюджета с 2015 по 2020 год 8,8 миллиарда рублей на закупку новых автобусов. На трамваи же за шесть лет чиновники намерены потратить всего 2,1 миллиарда рублей, на которые худо-бедно получится прикупить 26 новых составов. По мнению экспертов, на эти деньги не удастся даже чуть-чуть приблизить Петербург к уровню ведущих городов Европы, где трамваям на улице отдаётся приоритет. Но если задуматься, то нужны ли нашему городу составы в сегодняшнем непрезентабельном виде: изношенные, полупустые, неповоротливые, постоянно застревающие в пробках?

Н

ебольшой экспресс-опрос «НВ» показал: за развитие трамвайного движения в Петербурге высказываются 7 человек из 10. Как видим, этот вид транспорта по-прежнему интересен горожанам и, судя по всему, востребован. 

– Мне часто приходится ездить по всему городу, и на окраинах трамваи становятся настоящим спасением, – говорит курьер Ольга Грищук. – В некоторых местах реальной альтернативы трамваю (кроме коммерческого транспорта) вообще нет! Например, на проспекте Науки или в районе станции метро «Проспект Просвещения».

Не забыта сторонниками и важная роль трамваев во время войны в Ленинграде.

– Это единственный транспорт, который работал практически весь блокадный период, – напоминает ветеран Иван Корбутов, – мы не можем его потерять.

Есть и другая точка зрения: громоздкие вагоны создают заторы и мешают передвигаться по петербургским улицам. Так считают главные противники трамвайного движения – автомобилисты. 

– Трамвай – это архаизм, в современном городе от него нужно избавляться, – считает водитель с 17-летним стажем Игорь Егоров. – Во-первых, он неповоротлив, что автоматически создаёт пробку на любом перекрёстке. Вагоны, как правило, не могут уложиться в отведённый интервал для поворота, перегораживают сразу же две встречные полосы. Во-вторых, трамваи уничтожают дорожное покрытие, разбивая его. В конце концов, на них же никто не ездит, вагоны идут практически пустыми!

В этом споре, как и в любом другом, правда лежит где-то посередине. Конечно, трамваи, как самый экологичный и дешёвый вид транспорта, способный перевезти много пассажиров, Петербургу необходимы. Но для развития качественной и востребованной трамвайной сети нужно сначала вложиться в выделенные линии и продумать маршруты, а не выдавать петляющие по центральным улицам изношенные составы, ползущие с черепашьей скоростью, за «общественный транспорт, который притесняют».

Не поспоришь и с тем фактом, что в спальных районах города трамвай очень часто становится единственной возможностью быстро доехать от станции метро до нужной точки. Причём на некоторых участках вагоны (особенно современные) могут спокойно развивать скорость до 60 километров в час. В центре же Петербурга перемещение трамвая действительно сродни преодолению полосы препятствий: скорость не превышает 20–30 километров в час, а ощущения пассажиров в салоне можно сравнить с нахождением в огромной консервной банке, которой играют в футбол, – так сильно вагон трясётся и дребезжит. Поэтому неудивительно, что ими тут пользуются всё меньше горожан.

– Трамваи как вид общественного транспорта нужны, но, чтобы они были эффективны и не мешали другим участникам дорожного движения, необходимо создавать особые выделенные полосы, – справедливо считает заместитель руководителя общественного движения автомобилистов «4 колеса» Семён Авдеенко. – Идеальный пример – «выделенка» на юго-западе, Дальневосточном проспекте и линия, соединяющая улицу Куйбышева и проспект Добролюбова. Там трассы проходят вдоль проезжей части. А обычные выделенные линии, как, например, в Купчино, не имеют смысла, потому что их пересекает множество перпендикулярных дорог и трамвай всё равно должен переезжать перекрёстки и стоять на светофорах. Самый удобный способ использования трамваев – соединить с их помощью окраины Петербурга, сделав альтернативную метрополитену сеть.

 

Действительно, споры – нужны или не нужны трамваи городу – абсолютно бесполезны. Их можно сравнить с бессмысленной дилеммой, с какой стороны разбивать яйцо. И обидно, что за этими напрасными разговорами забывается важная вещь: в Петербурге необходимо развивать общественный транспорт. Что-то, безусловно, уже сделано: готовятся к открытию платные парковки в центре города, тестируется система общественного велопроката, обновляется автобусный состав. Медленно, с оглядкой, но город, как говорится, «стэп бай стэп» разворачивается лицом от автомобилей к людям. Так, может, пора перестать спекулировать на 60-процентной изношенности трампарка и продумать комфортные, удобные скоростные трамвайные маршруты, следующие по прямым выделенным линиям из одного конца города в другой без пробок? Ведь именно такие трамваи нужны петербуржцам, и они, бесспорно, будут востребованы.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.