Не пора ли нам раскошелиться?
Правительство готовится принять «непопулярные меры» – повысить подоходный и другие налоги
Правительство готовится принять «непопулярные меры» – повысить подоходный и другие налоги
«В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов», – произнёс свою крылатую фразу ещё в XVIII веке один из авторов Декларации о независимости и конституции США Бенджамин Франклин. Очень скоро ощущение неизбежности налогов у россиян может усугубиться ещё и их возросшей тяжестью, поскольку впервые с 2000 года российское правительство намерено увеличить налоговое бремя, о чём на этой неделе подробно рассказал министр финансов Антон Силуанов.
В последнее время, выступая, например, с отчётами в Государственной думе, руководители финансово-экономического блока правительства всё чаще и чаще выдавали минорные ноты. То глава Минэкономразвития заявит, что «так плохо не было уже давно», то руководитель Минфина Антон Силуанов в мрачных тонах описывает состояние бюджетов регионов, характеризуя его как предбанкротное. О подобном развитии ситуации предупреждали многие экономисты, призывавшие в «тучные годы», когда стремительно росла цена на нефть, вкладываться в создание новых источников доходов, развивать инфраструктуру и диверсифицировать сидящую на нефтяной игле экономику. Не случилось. И поэтому министр финансов на этой неделе в интервью «Ведомостям» констатировал:
– Время простых решений по бюджету прошло. Принимая значительные расходные обязательства в виде программы вооружений, увеличения пенсионных выплат, мы вынуждены будем принимать непростые и непопулярные решения.
Наступательная стратегия на бюджетно-финансовые трудности планируется по трём фронтам лобовыми ударами, без всякой витиеватости: увеличение доходов, сокращение расходов и повышение эффективности последних. Доходы государственной казны – это что? В основном налоги. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), низким размером которого мы так долго гордились, предлагается повысить. Как и налог на добавленную стоимость. Помимо этого поговаривают и о возвращении некогда отменённого налога с продаж.
Расходы Минфин требует ограничить. В связи с этим в опубликованной на сайте ведомства бюджетной стратегии на 2015–2017 годы все расходы предложено сократить на 2 процента.
– Постоянное увеличение расходных обязательств не может продолжаться бесконечно, – уверен министр. – Надо остановиться и начать работу по повышению эффективности бюджетных ассигнований.
А вот с этим, похоже, туго, даже несмотря на реформу по повышению эффективности бюджетных расходов, которая, кажется, пока остаётся таковой лишь на бумаге. Что признаёт и сам Антон Силуанов.
– Это очень тяжело даётся – сразу возражают, что ресурсов нет, наоборот, есть дополнительные потребности и нельзя ни от чего отказаться, – говорит в интервью глава ведомства. – Вот такая практика сложилась. Её надо менять.
А вот как её менять, как сделать, например, российские дороги из самых дорогостоящих и разваливающихся более дешёвыми и прочными или как прекратить порочную практику регулярного перекладывания тротуарной плитки – об этом чиновники всё больше предпочитают говорить в общих чертах. Хотя без решения этой проблемы все повышения налогов и сокращение расходов не дадут желаемого эффекта.
есть идея
«Прогрессивную шкалу давно пора ввести»В отличие от большинства стран Европы в России ставка подоходного налога для физических лиц плоская –
13 процентов. Столько платит и бедный, и богатый. Некоторые виды доходов не облагаются НДФЛ, такие как пенсия, пособия, стипендии. Какие-то доходы, как, например, выигрыш, облагаются налогом по ставке 35 процентов.
По словам министра финансов, правительство рассматривает возможность увеличения ставки НДФЛ до 14–15 процентов. Поскольку этот налог уходит в казну регионов, а не в федеральный бюджет, необходимость его повышения министр обосновал тем, что бюджеты большинства субъектов дефицитны. И чтобы выполнять расходные обязательства по тому же повышению зарплат бюджетникам, что указано в так называемых «майских» указах президента, всем гражданам в случае принятия решения о повышении НДФЛ придётся затянуть пояса. Негативные последствия понятны: увеличение «серых» схем, сокращение доходов населения, работающего «по-белому». При этом те, кто получает мало, куда больше ощутят на себе это повышение, нежели те, кто в деньгах едва ли не купается.
– Повышать НДФЛ для всех не нужно, а вот вводить прогрессивную шкалу подоходного налога давно пора, – поясняет первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – В законе нашей фракции, который был отклонён Думой, было предложено облагать ставкой в 20 процентов доходы свыше трёх миллионов рублей в год, а более 30 миллионов – в 50 процентов. Если вводить прогрессивную шкалу, необходимо создать некий механизм перераспределения, поскольку весь эффект от её введения коснётся лишь нескольких регионов, где высока доля людей с большими доходами. Но это всё детали. Главное – принять решение и определить шкалу. И вводить её таким образом, чтобы не затрагивать средний класс, а лишь сегмент богатых граждан. Если же начинать прогрессию с более низкой суммы, например с миллиона, тогда это коснётся очень многих людей.
Введение прогрессивной шкалы правительством тоже обсуждается. Призывы вернуть «прогрессивку», которая существует в большинстве стран мира и существовала в России до 2001 года, звучат регулярно. Однако до настоящего времени все они отвергались под одним и тем же предлогом – введение прогрессивной шкалы заставит толстосумов скрывать свои доходы.
Если параметры возможного повышения плоской ставки министр финансов огласил, то по поводу прогрессивной шкалы пока нет никакой ясности. Будет ли установлена некая сумма, не облагаемая подоходным налогом, которая позволит малоимущим не платить НДФЛ? Такая практика существовала в Советском Союзе, а сейчас действует в целом ряде стран. Например, в Латвии не облагается подоходным налогом ежемесячная сумма в 75 евро, в Австрии – менее 11 тысяч долларов в год, в Австралии нулевая ставка распространяется на ежегодный доход ниже 6000 австралийских долларов.
Совершенно не озвучиваются и возможные предельные ставки. Такое «невнимание к деталям» заставляет многих экспертов предположить, что вероятность установления прогрессивной шкалы НДФЛ крайне мала, а вот повышение плоской ставки налога для всех уж точно 50 на 50.
цена вопроса
«Это налог, провоцирующий инфляцию»
С 2019 года Минфин предполагает изменить налог на добавленную стоимость (НДС). С помощью этого налога в бюджет изымается часть добавленной стоимости товара, работы или услуги на всех стадиях процесса производства. Мы с вами можем видеть эти три заветные буквы в чеках при покупке товаров и услуг. Именно на конечных покупателей, а не на торговцев ложится бремя уплаты этого налога. Дело в том, что, если покупатель также является плательщиком НДС, например приобрёл доски для производства мебели, при расчёте общей суммы своих обязательств перед бюджетом он имеет право вычесть из суммы налога, полученной от покупателя мебели, сумму налога, который уплатил своему поставщику досок. И получить её назад в виде налогового вычета.
В России есть три ставки НДС: основная – 18 процентов, льготная для части товаров – 10 процентов и нулевая – для экспортируемых товаров. Как именно изменить этот налог, Минфин сейчас и решает. Либо увеличить на 2 процента, как НДФЛ, то есть поднять верхнюю планку до 20 процентов, либо унифицировать ставки. По словам Антона Силуанова, есть целый ряд товаров, в частности продовольственных, подпадающих под льготную ставку, и при этом достаточно много лазеек для ухода от налога, поскольку товарные группы по основной ставке и льготной пересекаются.
– По итогам прошлого года налоговые вычеты по ставке ноль процентов, в первую очередь по экспорту сырья, потянули на 1,4 триллиона рублей, – поясняет экономист Никита Кричевский. – Тогда как повышение ставки до 20 процентов увеличит бюджет лишь на 600 миллиардов. Где логика? И что мешает поднять ставку НДС для экспортёров хотя бы до 10 процентов, решив тем самым множество бюджетных проблем?
– НДС – это налог, провоцирующий инфляцию, а в сочетании с возмещением по экспорту нулевой ставки и с учётом того, что она распространяется на сырьевые товары, это фактически налог на нашу обрабатывающую промышленность, – также выступает против повышения НДС Оксана Дмитриева. – Повышение НДС приведёт к росту цен, тем самым негативно сказавшись на уровне жизни населения.
Однако главу Минфина подобная перспектива не слишком удручает. Он уверен, что рост зарплат обгонит рост цен из-за повышения НДС и даже возвращения отменённого в 2003 году налога с продаж – эта мера также обсуждается в правительстве. Причём уже назван возможный срок – 2015 год.
В отличие от НДС он взимается со всей добавленной стоимости сразу при реализации товара или услуги конечному потребителю. Если НДС платится в федеральный бюджет, то налог с продаж – в регионы. Поговаривают о ставке от 3 до 5 процентов. По оценке главы Минфина, это может привлечь в региональные бюджеты свыше 200 миллиардов рублей ежегодно. Вот только бизнес не в восторге. Да и граждане вряд ли оценят перспективу от повышения НДС и появления налога с продаж. Ведь в конечном итоге это налоговое бремя неминуемо ляжет на простого покупателя. Мало того что зарплату могут заплатить меньше, если НДФЛ повысят, так ещё и цены вырастут!
– С точки зрения экономического смысла налог с продаж ничем не отличается от НДС, и его введение равносильно увеличению и без того высокого НДС, то есть новому ограничению производственной высокотехнологической сферы, – уверен экономист Михаил Хазин. – При этом любой макроэкономист знает, что повышение налогов в период экономического спада ведёт к ускорению этого спада. Получается, что основной результат, который будет правительством достигнут, – это дикое раздражение предпринимательского класса и рядового обывателя на всю политическую власть.
между тем…
Кто не работает, тот платит самХудеющий бюджет Фонда обязательного медицинского страхования заставляет финансово-экономический блок на полном серьёзе рассматривать идею введения доплат за обязательное медстрахование для некоторых категорий неработающих, в частности, домохозяек и тех, кто работает без официального оформления. Предлагается обязать их со следующего года ежегодно платить до 18 процентов от суммы, которую бюджет выделяет на медицинское обслуживание неработающих граждан. В следующем году это будет 18 800 рублей в год, следовательно, неработающим без «уважительных причин» предлагают раскошелиться на 3 400. Перспектива введения этой меры пока очень туманна. Даже вице-премьер правительства Ольга Голодец назвала её «малореализуемой и малоэффективной».
– Требовать доплат с людей, которые и так находятся в стеснённых экономических обстоятельствах, – значит просто злить людей и не получить от этого никакого экономического эффекта, – категорично заявил глава думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.
Ещё одна мера, призванная пополнить бюджет ФОМС, – распространение отчислений 5,1 процента для работодателя с зарплат сотрудников на весь фонд оплаты труда. Сейчас страховой взнос платится лишь с зарплаты до 624 тысяч в год. Несмотря на внешнюю справедливость этой меры, велика вероятность негативных последствий в виде всё тех же зарплат в конвертах.
Предложение, которое пока не вызывает особых нареканий со стороны экспертов, – увеличение налога на дивиденды, которые составляют весьма значительную часть доходов богатых граждан и ставка налогообложения по которым заметно ниже НДФЛ – всего 9 процентов. Не стоит забывать и о предстоящей замене налога на имущество налогом на недвижимость, который будет рассчитываться, исходя из кадастровой стоимости объектов, что приведёт к его кратному увеличению. Для простых граждан, собственников жилья, повышать налог планируют постепенно. Но всё равно перспектива, как говорится, не улыбается. Тем более что на плечи собственников жилья уже переложили капремонт.
Что из всех этих идей по «раскулачиванию» граждан и предпринимателей станет реальностью, пока неясно. Но, видимо, мы скоро об этом узнаем, поскольку, по словам министра финансов, «нужно определяться до осени, с тем чтобы принять решения до конца года».
было дело
Когда деньги не пахнут и уши не нужны
Знаете, откуда появилось знаменитое выражение «Деньги не пахнут»? Это всё благодаря римскому императору Веспасиану, который велел взимать сбор за пользование общественными туалетами. По легенде, сын императора упрекнул Веспасиана за введение такого налога, на что правитель взял пригоршню монет, собранных с посетителей туалетов, поднёс их к носу сына и произнёс свою бессмертную фразу. Появлением в России бань «по-чёрному» мы обязаны Петру I, который не уставал радовать подданных всё новыми и новыми налогами, и в частности налогом на печные трубы на банях. В Тибете для обеспечения военных нужд был введён налог на уши, что заставляло некоторых жителей добровольно расставаться с ушными раковинами. В Австрии с недавних пор действует особый сбор с горнолыжников, который уже окрестили «налогом на гипс». Он включается в стоимость горнолыжных услуг, а все собранные средства передаются медицинским учреждениям на лечение переломов и прочих травм, которые в Альпах получают любители зимнего отдыха. В Эстонии главными виновниками загрязнения атмосферы названы многочисленные местные бурёнки, выделяющие метан в процессе своей жизнедеятельности. Налог на коровье пуканье решили возложить на местных животноводов, но недовольство последних оказалось настолько сильным, что вскоре сбор отменили. В Венеции в начале 1990-х годов ввели так называемый налог на тень. Его платят владельцы магазинов, кафе и ресторанов, тень от навесов и козырьков над которыми падает на муниципальную землю. В Китае с 1990-х годов существует налог на гражданский брак. Сожительство без официального оформления отношений обходится парам в 1000 юаней в год.