Итак, покатили?

Идея стационарных автоматических пунктов велопроката пришлась петербуржцам и туристам по вкусу, но кататься на велосипедах по городу по-прежнему негде

 

Идея стационарных автоматических пунктов велопроката пришлась петербуржцам и туристам по вкусу, но кататься на велосипедах по городу по-прежнему негде

«НВ» продолжает борьбу за город для горожан. На сей раз мы решили поговорить о развитии велодвижения в Петербурге. Тем более для этого есть два повода. Во-первых, уже можно подвести итоги двухнедельной работы общественного велопроката. А во-вторых, на днях городской комитет по транспорту в очередной раз представил на суд общественности концепцию развития велодорожек. 

За прошедшие две недели каждый день интерес к общественному велопрокату возрастает минимум на сто человек в сутки. При этом, как отмечают представители банка – партнёра петербургской программы, вандалы сломали лишь один велосипед, что по европейским меркам – пустяк. То есть востребованность двухколёсных путешествий по Петербургу налицо. Но при этом остаётся гораздо более серьёзная проблема – кататься на велосипедах по городу фактически негде.

– Конкретных данных статистики о том, сколько человек воспользовались услугами нашего велопроката, пока нет, но можно смело говорить о том, что интерес к нему огромен, – рассказала официальный представитель петербургского отделения «Банка Москвы» (организатор проекта) Ольга Бударина. – Нас это очень радует, но окончательное решение о продолжении и развитии проекта мы примем по итогам сезона.

Напомним, на сегодняшний день в исторической части Петербурга установлено 29 велопарковок с автоматической системой выдачи и сдачи транспорта. Чтобы взять велосипед на время, необходимо зарегистрироваться на сайте банка, оплатить с помощью кредитной карты бронирование «байка», а также заплатить за сам его прокат (первые 30 минут можно кататься бесплатно).

По идее, новые велопарковки, появившиеся в центре возле метро, должны стимулировать людей отказываться от авто и вместо простаивания в пробках с ветерком катиться по… тротуару, по которому согласно правилам ехать запрещено. Или же по проезжей части, рискуя жизнью. К слову, статистика ДТП с велосипедистами неутешительна. По данным комитета по транспорту, только за первые четыре месяца 2014 года в аварии попали 59 велосипедистов, один из них погиб.

 

В материале «И так покатит?» («НВ» от 5 июля 2014) мы высказывали предположение, что раз уж появился велопрокат, внятную инфраструктуру чиновникам, хочешь не хочешь, придётся создавать. И фактически – с нуля. И на днях выяснилось, что чиновники обещают уже в начале осени рассмотреть и принять решение о создании настоящей велосипедной инфраструктуры. Как рассказали в комитете по транспорту, готовый проект строительства велотрасс, о котором чиновники трезвонят уже давно, наконец, ляжет на стол председателя ведомства в сентябре. В документе указаны все возможные маршруты, которые город готов предложить любителям велопрогулок. Всего их 16, причём большинство из этих трасс должны связывать центр Петербурга со спальными районами и ближайшими пригородами.

Кроме того, велосипедными линиями обещают охватить и загородные районы, а также построить небольшие трассы внутри городских кварталов. В общей сложности протяжённость маршрутов может составить около 200 километров. По европейским меркам не такая уж и большая цифра, но по сравнению с нынешними двумя десятками километров в Курортном районе (велотрасса идёт вдоль побережья Финского залива) – настоящий прогресс!

Впрочем, пока совсем не ясно, кто выделит деньги на развитие велосипедной инфраструктуры, и самое главное – как её органично вписать в уже существующую транспортную систему Петербурга. Тут возникает опасение, как бы чиновники не ограничились лишь теорией, включив пункт «строительство велодорожек» в концепцию развития до 2025 года, на практике же не построив не одной дорожки. 

Правда, у активистов движения на двух колёсах конкретики больше. Как рассказала один из лидеров сообщества «Велосипедизация» (это общественное движение объединяет всех петербуржцев, предпочитающих ездить по городу на велосипедах) Дарья Табачникова, властям предлагается сразу же три варианта устройства велодорожек в центре.

Наиболее интересной выглядит идея разрешить парковать автомобили только на одной стороне улицы. Скорость автомобильного потока в этом случае вряд ли упадёт, а вот велосипедисты получат в своё распоряжение целый ряд. Второй вариант – выделить 1,5-метровую спецполосу для велосипедов и отгородить её от остальной проезжей части поребриком. Но, если трезво смотреть на вещи, он нереален. Как, впрочем, и третья идея – сузить тротуары и разрешить велосипедистам гонять по ним. В этом случае справедливо возмутятся пешеходы.

Словом, развитие общественного велопроката напрямую зависит от того, насколько быстро чиновники сумеют реализовать свои глобальные планы по строительству велодорожек, при этом удовлетворив и автомобилистов, и пешеходов. Как дала понять корреспондентам «НВ» Ольга Бударина, в случае если велодорожки протянутся из центра на окраины, новые пункты проката вполне могут появиться даже в самых отдалённых уголках Петербурга.

Впрочем, если чиновники не смогут органично вписать велодорожки в транспортную схему Петербурга, то петербуржцы просто не захотят морочить себе голову сложностями передвижения по городу на велосипеде, а чиновники решат, что эксперимент с велосипедизацией не удался. Как это было, например, с аквабусами, от которых в следующем году решено отказаться. А ведь проблема «невостребованности» водных такси вовсе не в том, что горожанам они без надобности, а в непродуманных маршрутах. Нелогичность трамвайных маршрутов также привела к тому, что этот изношенный транспорт в центре города зачастую вызывает сегодня лишь чувство раздражения. Так благая идея избавить город от машин и сделать его доступным для пешеходов, общественного транспорта и велосипедов в очередной раз потерпит фиаско. Просто потому, что городские власти снова решили действовать по принципу «ввязались в бой, а там посмотрим».

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.