Кошкин дом
Громкий случай в Петроградском районе, где в квартире живут три десятка кошек, в очередной раз выявил несовершенство законодательства в вопросе содержания домашних животных
Громкий случай в Петроградском районе, где в квартире живут три десятка кошек, в очередной раз выявил несовершенство законодательства в вопросе содержания домашних животных
Жители одного из подъездов дома № 14 по улице Большая Зеленина готовы дневать и ночевать в своих квартирах в респираторных масках. Причиной столь странного порыва стало соседство с квартирой, в которой, по слухам, живёт около 30 кошек. Точного количества животных уже не знают даже хозяева. Корреспондент «НВ» побывала в «кошкином доме», чтобы понять мотивацию самих владельцев многочисленного пушистого семейства.
Квартира на третьем этаже за последние месяцы стала местом паломничества правоохранителей, инспекторов, чиновников и журналистов. Соседи решили больше не мириться с исходящим из жилища смрадом, окутывающим подъезд со второго по шестой этаж, и начали писать жалобы. Куда они только не обращались: в Роспотребнадзор, к сотрудникам полиции, в жилкомсервис – все пишут отписки, что это не в их компетенции, и адресуют в правоохранительные органы и суд.
Вот только едкий кошачий запах, идущий даже от одежды, утверждают соседи, становится ощутимей с каждым годом. Обозлённые жильцы пригласили полицейских, которые провели воспитательную беседу с хозяевами кошек. Приходили сюда и сотрудники жилкомсервиса – инспекторы предписали привести квартиру в порядок. Наведывался к кошатникам и лично глава администрации района.
– Местная администрация дала им месяц, чтобы привести квартиру в надлежащее состояние, – говорят соседи, – если через месяц никаких мер принято не будет, квартиру опечатают. Сейчас уже собраны подписи жильцов, дело на 15 листах со всеми жалобами и ответами передано в прокуратуру района.
История «кошкиного дома» началась несколько лет назад с простой серой кошки Маруси. Её подобрали мать и дочь Васильевы и хотели отвезти к тётке на дачу. Но там животное оказалось ненужным. Так и осталась Маруся жить в квартире. Позже соседка подарила красавца перса. Когда самец достиг возраста зрелости, хотели его кастрировать. Но оказалось, операции он не перенесёт – почки больные. Стерилизовать кошку не догадались. Так появилось первое потомство. Топить уже открывших глаза троих малюток старшая в семье Васильевых Валентина Васильевна не решилась – посчитала это убийством.
Так обычная петербургская квартира превратилась в цирк Куклачёва. Никто не ожидал, вздыхает глава семейства, что пушистые создания начнут ещё и быстро размножаться. Большая часть зарплаты Владимира – единственного кормильца семьи – сейчас уходит на корм для животных. Жить в постоянной вони семейство и само устало – без устали убирать за тремя десятками кошек у них не получается.
– Мы в комнаты их не пускаем, – говорит Владимир. – Они только в прихожей, в коридоре. Вон в тумбочке, в шкафу и в антресоли.
Глава администрации Петроградского района оказался человеком на удивление понятливым. И решил помочь семье – дал поручение обзвонить приюты города, найти возможность пристроить кошек. Официальные ответы пока не получены, но неофициальные – удручают:
– Обзвонили все приюты города – мест нет, – говорит активист общества по защите животных Александр.
Измученные зловонием соседи тем временем уже готовы сами скинуться на ветеринара, чтобы подлеченные и кастрированные усатые и хвостатые наконец-то покинули их дом. Но и это не станет окончательным решением проблемы. Как сообщила руководитель некоммерческой организации помощи животным «Бездомная кошка» Галия Аширова, четверолапым, привыкшим жить под присмотром человека, нужен дом. И раздавать животных из этой квартиры придётся по одному. Тем временем в умах жителей подъезда, признаётся Александр, уже блуждает вторая мысль – усыпить все тридцать кошек.
Как уже писало «НВ», нормативные акты, прописывающие правила содержания домашних животных в квартирах, есть, вот только приняты они больше 30 лет назад и звучат невнятно. В документе, говорят юристы, не установлено точное количество кошек, которые могут жить в одной квартире. Единственное ограничение, прописанное в решении Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов 1982 года, – нельзя содержать животных в большом количестве. А в каком именно количестве – не сказано. Словом, сегодня таким горе-заводчикам, как семья Васильевых, грозит только штраф до пяти тысяч рублей за жестокое обращение с животными. Тут Васильевы попадают под статью КоАП РФ, по которой селить даже двадцать кошек в одной квартире негуманно. Но штраф, как выяснилось, платить семье не с чего. Вот и получается, что пока правоохранительные органы проводят воспитательные беседы, а городские власти угрожают выселением, соседям приходится жить в антисанитарных условиях.
Если административная ответственность не производит на соседей должного эффекта, тогда можно ставить вопрос о выселении соседей вместе с их питомцами.
Елена Богданова, юрист