Жив, курилка?
Корреспонденты «НВ» проверили, как работает – а точнее, не работает – закон о курении в заведениях общепита
На этой закрытой, едва ли не герметично закупоренной веранде курить почему-то можно – и посетителей тут полно… ...а за этими столиками, которые стоят невостребованными под открытым небом прямо на траве, – почему-то нельзя
Этим летом, как известно, вступил в силу очередной пакет мер, направленных, по замыслу авторов соответствующего закона, на борьбу с курением. Пожалуй, самый резонансный его пункт – запрет на курение во всех кафе, барах, ресторанах. Но в целом эта тема станет особенно актуальной, когда на улице похолодает. А пока в центре внимания – летние веранды. Корреспонденты «НВ» отправились в рейд по петербургскому общепиту. Итог рейда: антитабачный закон необходим, но его необходимо корректировать.
Для начала мы попытались разобраться, можно ли курить на террасах и верандах в принципе, а если да, то на каких именно. И уже это оказалось непросто – так уж у нас порой пишут законы…
Напомним, ещё до вступления закона в силу один из главных его лоббистов Николай Герасименко, первый зампред думского Комитета по охране здоровья, пояснил:
– Простой принцип, которого придерживаются во всём мире, заключается в том, что курить разрешается там, где проветривается.
Казалось бы, всё логично. И рестораторы, конечно же, не преминули воспользоваться этим уточнением – на многих верандах курить продолжали. И даже на закрытых: окна-то, дескать, открыты, а стало быть, всё проветривается.
Тем временем возникали также споры относительно того, что считать открытой верандой, а что закрытой. Говорилось, в частности, о том, что курить можно, если терраса не представляет собой некую строительную конструкцию. Но однозначно ответить, какой же должна быть «правильная» летняя терраса, не мог никто, в том числе и сами законотворцы.
И вот на днях положить конец неразберихе попытался Роспотребнадзор – на сайте ведомства появилось разъяснение, согласно которому «помещение – это часть объёма здания или сооружения, имеющая определённое назначение и ограниченная строительными конструкциями».
Но где граница между строительной конструкцией и просто конструкцией? Например, переносные металлические или пластиковые ограждения – это что?
Словом, такова теория. А практика? Оказалось, что на практике неразберихи ещё больше, чем в теории.
...Окрестности Сенной. Здесь одна за другой примостились две веранды двух популярных сетей кофеен. Дизайн почти идентичен: деревянный настил, стеклянные ограждения. Разница только в том, что в первой над столиками натянут тент, во второй – установлены зонтики.
Заходим в первую. На всех столиках пепельницы, которыми добрая половина посетителей уже воспользовалась.
– Простите, а у вас можно курить? – всё-таки интересуемся у официантки.
– Да, пожалуйста, вы же видите, – изумляется девушка, указывая на пепельницы.
– Это официально?
– Вполне, у нас и разрешение есть.
О каком разрешении идёт речь, выяснить у официантки уже не удалось – вместо неё появился директор кофейни. Узнав, что мы из газеты, директор от комментариев отказался. Но зато дал номер телефона юриста заведения. Абонент оказался недоступен.
Что ж, идём дальше. Соседнее кафе. Пепельниц не видно. Задаём тот же вопрос:
– У вас курят?
– Ну, как вам сказать, – уклончиво улыбается бармен. – Садитесь, сейчас вам всё принесут.
Через полминуты пепельница была на столе. Мы закурили. Никто из посетителей не возражал – мы ведь, по сути, курили на улице. Но как быть с законом?..
***
А вот кафе у Казанского собора. Столики стоят прямо на тротуаре, над ними – тент. По заверениям официантки, и здесь курить можно вполне легально.
– Не волнуйтесь, мы внимательно следим за изменениями в законе! – успокаивает она.
Но вот тут же, в двух шагах, прямо на двери ресторана, красуется табличка с перечёркнутой сигаретой и вполне однозначной надписью: «Курение запрещено – мы соблюдаем закон». Да и сама веранда, казалось бы, не оставляет никаких сомнений – она не просто закрыта, а полностью застеклена. Но внутри мы тут же натыкаемся взглядом на спокойно курящих дам. Как так? Администратор пожимает плечами – окна ведь, мол, открыты, проветривается…
При этом напротив располагается заведение того же холдинга. Здесь застекления нет, веранда отделена от тротуара скромным деревянным ограждением. Но таблички, сообщающие о запрете, на каждом столике, и из гостей никто не дымит.
– Извините, у вас не курят? – уточняем.
– Я вам запретить не могу, – неожиданно вздыхают в ответ.
– Но нас могут оштрафовать? – не унимаемся мы. Ведь штраф для курильщиков составляет от 500 до 1500 рублей, а чтобы его заплатить, нам по нынешним правилам придётся ехать в отделение для составления протокола.
– Мы – нет, только полицейские, – выручает коллегу официант. – Но они тут редкие гости.
Садимся. Рядом с меню – предложение насладиться ароматным кальяном. Который вообще-то с 1 июня тоже вне закона…
Понять логику здешних хозяев нетрудно: сеть ресторанов этого холдинга настолько популярна у петербуржцев (причём состоятельных), что средства, которые клиенты оставляют в заведениях ежедневно, вполне позволяют заплатить штраф, если уж проверка всё-таки нагрянет. Вероятно, 90 тысяч рублей (верхняя штрафная планка) и тем более 60 тысяч (нижняя) для их оборота – капля в море никотина. При этом владельцев заведений могут оштрафовать только после соответствующей проверки Роспотребнадзора.
К слову, в ходе нашего рейда мы отметили любопытнейшую и весьма красноречивую деталь: чем выше в заведении цены, тем больше шансов, что курить вам разрешат. Выводы делайте сами…
Ещё одна выявленная закономерность (впрочем, вполне прогнозируемая) – посетителей намного больше в тех заведениях, где курить можно. Несмотря на то, что в целом они дороже.
***
А как обстоят дела возле Дворцовой площади? Здесь ресторанов с открытыми верандами полно. В одном из заведений белозубый официант-индус на вопрос, можно ли покурить на веранде, радостно кивает. Но тут из-за его спины выступает русская коллега.
– Курить можете, но на свой страх и риск. Пепельницу не дадим, а то и нас заодно оштрафуют.
В заведении неподалёку похожая картина – вместо пепельницы нам предлагают блюдце.
Заглядываем в паб по соседству: на доске у входа нарисованный мелом недвусмысленный рисунок, явно свидетельствующий о том, что курильщикам здесь рады. Хотя веранда практически закрытая. Что ж, паб – он и есть паб. Курят тут за каждым столом. Народу – много. Ценник – серьёзный.
Официантка говорит, что руководство само курит – вот и посетителям разрешает. Правда, только на веранде.
Что будет зимой, когда веранду придётся убрать?
– Что-то говорили про курительные комнаты, – говорит сотрудница. – Но мы точно не знаем. Было бы здорово, если бы пабы из закона вовсе исключили. Всё ж таки здесь особая атмосфера, особая публика.
Действительно, дети и любители кефира в пивные бары, как вы понимаете, не ходят.
Так что дело скорее не в том, что здешняя администрация курит. А в том, что запрет на курение такое заведение попросту разорит.
***
Однако личность администратора всё-таки имеет значение. Вот, например, ресторан у станции метро «Горьковская». Столики установлены прямо на траве. Никаких тентов, даже зонтов. Никаких ограждений. Казалось бы – кури себе спокойно. Однако пепельниц подозрительно нет.
– Можно пепельницу? – спрашиваем.
– Пепельниц нет, но… – официант мимикой даёт понять, что курить можно.
Закуриваем.
Через минуту подходит девушка-администратор:
– Извините, у нас не курят. Отойдите в сторонку.
– Как так? У вас же тут даже террасы-то по сути нет…
– Всё равно нельзя.
– Слушайте, а клиентов вы потерять не боитесь? Вы же сами этим своим запретом закон нарушаете…
– Не боюсь. Мне вообще нравится запрет на курение – легче дышать стало.
Объяснить, что такая логика противоречит даже ужесточающему разъяснению Роспотребнадзора, нам не удалось.
резюме
Какой закон – такое и исполнение…
Критики антитабачного закона предупреждали: многие его положения а) излишне строги; б) направлены на борьбу не с курением как явлением, а с курильщиками (что ущемляет их права); в) не учитывают зарубежный опыт и, наконец, г) слабо способствуют главной задекларированной функции закона – защите некурящих от табачного дыма. А в итоге – закон просто не будет работать.
Пока всё так и получается. Во всяком случае, если говорить о запрете на курение в ресторанах и на террасах в частности.
Что мы имеем на сегодня? Закон составлен коряво и повсеместно нарушается – раз. Это порождает правовой нигилизм – два. Из-за того, что официанты не выдают пепельниц, повсюду валяются окурки – три. Некурящим посетителям от запрета ни холодно ни жарко – четыре. Курящие клиенты в бешенстве – пять. Ресторанный бизнес (к слову, один из немногих сегментов, который развивается на удивление успешно) начнёт загибаться уже зимой – шесть. Что неизбежно приведёт к росту ценника в меню – семь.
Список можно продолжать. Но главное – в этом списке не будет ни единого пункта со знаком плюс. Российская законодательная гора в очередной раз породила неповоротливую глупую мышь.
Защищать некурящих, безусловно, необходимо. И делать всё, чтобы в стране было меньше курящих, – тоже. Но какое отношение к этим по-настоящему благим целям имеет запрет на курение на тех же террасах?
Курильщики говорят в один голос: если закон не поправят, мы просто не будем ходить в рестораны. Власти, говорят они, должны понять: для подавляющего большинства курильщиков посещение бара или ресторана (ну, словом, заведения, где люди выпивают) без сигареты просто не имеет смысла.
И кажется, некоторые депутаты что-то подобное начинают понимать. Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов совместно с другими депутатами уже внёс проект изменений в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В частности, в случае их принятия курение будет разрешено на открытых террасах кафе и ресторанов. По мнению депутата, это не противоречит конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табакокурением. И именно такая практика используется в большинстве западных стран. А во многих уже и вовсе отказались от тотального запрета на курение в ресторанах и научились учитывать интересы как курящих, так и некурящих.
фотофакты
Заведения, где ещё можно курить, пользуются спросом – и их владельцы откровенно рекламируют это своё преимущество. И понять их в общем-то можно: скажем, этот пивной бар попросту разорится, если закон не изменят и он заработает в полную силу Во многих заведениях официанты вместо пепельниц выдают блюдца: мол, мы тут ни при чём. А там, где и блюдец не выдают, посетители сбрасывают пепел прямо на пол Если вы, никому не мешая, курите за столиком ото всех в сторонке на открытом воздухе, то формально нарушаете закон. А если встали по ту сторону перегородки и дымите другим посетителям прямо в нос – то к вам никаких претензий…