Пять ножей в спину жары

«НВ» предлагает пять способов борьбы с неприятными последствиями летнего зноя

«НВ» предлагает пять способов борьбы с неприятными последствиями летнего зноя

Страшилками вроде «температурный рекорд» и «аномальная жара» нынче петербуржцев не напугаешь. Небывалый зной в этом году накрыл город уже в мае. В июне небесная канцелярия дала нам передышку, а в июле снова пришла жара, которая, если верить синоптикам, не отпустит город вплоть до середины августа. Более того, синоптики уверены, что ничего аномального в такой погоде нет. По словам главного синоптика Петербурга Александра Колесова, в последние десять лет жаркие летние дни стали для города на Неве нормой. Увы, погода в северной столице меняется быстрее, чем городская среда, призванная сделать жизнь петербуржцев комфортной. Корреспонденты «НВ» вышли на главную улицу города – Невский проспект, поняли, чего не хватает горожанам, и предлагают пять шагов, чтобы жара не казалась невыносимой.

Шаг первый: кондиционеры в общественном транспорте

Садимся в автобус на площади Восстания и едем в сторону Гостиного Двора. При входе в салон буквально обдаёт жаром. Верхние люки задраены, источниками хилого ветерка служат окошки. Почему общественный транспорт в жаркие дни становится сауной? Цифры неутешительны: из 1800 автобусов «Пассажиравтотранса» (крупнейшего социального перевозчика) кондиционерами в салоне оборудованы лишь 130.

– Постепенно с обновлением подвижного состава эта проблема уйдёт, – считает Татьяна Клепикова, официальный представитель ГУП «Пассажиравтотранс». – Например, системы охлаждения в кабине для водителя устанавливаются во всех закупаемых автобусах с 2010 года. Но не стоит забывать, что кондиционер в салоне ведёт к значительному удорожанию машины, а его эффективность не так уж и велика. Успеет ли охладиться воздух в салоне, если двери открываются на остановках через каждые 300–500 метров?

На этот вопрос остаётся только возразить вопросом: а почему об этом не думают в Испании, например, где проезд стоит примерно столько же (если соизмерять со стоимостью бензина и уровнем средней зарплаты)? И как тамошние кондиционеры успевают охладить воздух в салоне, несмотря на многочисленные остановки?

Шаг второй: доступная питьевая вода

Мокрые, как после бани, выползаем из автобуса в поисках питьевой воды. Бутылка охлаждённой воды у уличной продавщицы стоит 60 (!) рублей. Шокированные драконовской наценкой, идём в магазин неподалёку, где покупаем ту же бутылку за 26.

– На ценообразование влияет несколько факторов, – поясняет Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. – Во-первых, место – на том же Невском проспекте арендные ставки выше, чем на окраинах, поэтому эти расходы обязательно включаются в конечную стоимость бутылки воды. Кроме того, стоит помнить про так называемую «сезонность». Понятно же, что зимой у вас никто не купит бутылку воды за 70–80 рублей хоть на Невском проспекте, хоть на Дворцовой площади.

 

Пусть так. Но почему за простую воду, которую в жаркие дни в неограниченном количестве рекомендуют пить врачи, мы должны платить деньги? Тут уместно оглянуться на советское прошлое, когда в Петербурге и других городах можно было встретить фонтанчики с питьевой водой. Правда, старые добрые фонтанчики можно усовершенствовать: чтобы не тратить воду попусту, установить на «водопоях» краны, а зимой их консервировать и перекрывать воду. Или поставить автоматы с питьевой водой (по подобию кофейных), где за 5–10 рублей можно приобрести стакан живительной влаги.

Шаг третий. Островки отдыха

Разжившись водой, ищем место для отдыха в тени. С этим, как выясняется, на Невском тоже туго. Скамейки возле Гостиного Двора оказываются на солнцепёке – не посидишь. Остаётся Екатерининский сад, Малая Садовая и Большая Конюшенная – но скамейки здесь в дефиците. Как и тень. Вообще, с защищёнными от солнцепёка местами на Невском беда. Тенистых деревьев нет, а специальные зонтики можно встретить только у лотков с мороженым. Почему бы не оборудовать островки тени – поставить зонты или тенты рядом с фонтанчиками с водой, скамейки, чтобы люди могли здесь передохнуть от зноя?

– Наш комитет отвечает только за установку скамеек в садах и парках, подведомственных нашей структуре, – говорит Елена Комарова, официальный представитель комитета по благоустройству. – Конечно, сиденья, на которых горожане и туристы могли бы отдохнуть в жаркий день, уместны на улицах Петербурга, но только в районе пешеходных зон, где они и так есть. На остальных тротуарах их установить невозможно – это будет мешать проезду уборочной техники и пешеходам.

Как говорится, без комментариев. Что же касается различных тентов или зонтиков, под которыми можно было бы укрыться от солнца, то здесь, считают чиновники, всё зависит от фантазии и возможностей районных администраций. Например, когда Терентий Мещеряков возглавлял Фрунзенский район, у него существовали проекты передвижных душей и других интересных новшеств, которые, к сожалению, так и не прижились.

Шаг четвёртый. Комнаты прохлады

Спасаясь от жары, заходим в магазин, который, по идее, должен кондиционироваться. Но там тоже душно! Вообще, офисы и любые учреждения без кондиционеров, которых уйма в Петербурге, – это отдельный разговор. Мало кто знает, что по СанПиНам при температуре 32 градуса офисный работник должен трудиться не больше двух часов в день. В противном случае работодатель обязан оснастить помещение кондиционерами. Если их нет, то нужно жаловаться в городскую Госинспекцию труда. Но нетрудно догадаться, что редкий сотрудник станет составлять официальную кляузу на работодателя. Вот и получается: нет жалобы – нет кондиционера.

Но ведь помимо сотрудников разнообразных офисов есть ещё и горожане, которые по разным причинам вынуждены передвигаться по городу в жару и нуждаются хотя бы в минимальном отдыхе от палящего солнца. В Москве, например, уже появились комнаты прохлады, где работает кондиционер, есть медсестра и можно перевести дух, посидеть, выпить воды или тонизирующего напитка. Почему бы не перенять этот опыт и в Петербурге и организовать подобные комнаты, например, в крупных торговых центрах. Они сделали бы намного комфортнее жизнь, например, пожилых петербуржцев, которым особенно нелегко в такую погоду.

Шаг пятый. Чаще поливать улицы водой

Выходим из магазина и попадаем под живительные брызги поливальной машины. Их в жаркие дни можно было бы выпускать на улицы почаще, например каждый час, а не пару раз в день. В идеале нашим благоустроителям стоило бы последовать примеру Рима, где на центральных площадях и улицах установлены не только поилки, но и шланги, из которых любой желающий может окатиться водой.

Подводим итоги. Наш город, судя по главной улице, абсолютно не приспособлен к жаре. А ведь чтобы адаптировать летний Петербург под людей (кстати, в это время к нам приезжают немало туристов), нужно совсем немного. Всего пять шагов, пять ножей в спину жары, чтобы северная столица в июле не казалась пеклом, а располагала к прогулкам.

 

Рекорды последних лет

7 августа 2010 года зафиксирована самая высокая температура в Петербурге – 37,1 градуса.

20 мая 2014 года зафиксирована самая высокая температура в мае – 32 градуса.

29 июля 2014 года зафиксирована самая высокая температура в июле – 33,3 градуса.

 

В 2010 году зафиксирована максимальная среднемесячная июльская температура воздуха в Петербурге – 24,4 градуса (при норме 18,8 градуса).

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.