«Это же дешевле, чем квартиру снимать!»
В региональных центрах Северо-Запада получает распространение идея антикафе – особая форма культурно-досуговых заведений
В региональных центрах Северо-Запада получает распространение идея антикафе – особая форма культурно-досуговых заведений
Расхожая фраза «время – деньги» получила своё материальное воплощение в появлении модного ныне формата антикафе: никаких гурманных яств, только культурная программа. В Москве и Петербурге такой формат давно известен: получил карточку, на которую «капают» минуты, под занавес – расплата за проведённое время. Сейчас тайм-кафе направляет стопы и в сторону регионов Северо-Запада. Правда, где-то уверенно чеканит шаг и ведёт за собой, а где-то разворачивается и уходит, не находя поддержки.
Поймать момент в Новгороде
Первая точка на карте – Великий Новгород. Попутные ветра донесли до него идею антикафе, получившего название Carpe Diem, которое просвещённая часть человечества может перевести с латинского как «Лови момент».
– Поначалу о нас узнавали только из социальных сетей, – рассказывает технический директор антикафе Андрей Лебедев. – Некоторые приходили впервые, заинтересовывались. Кафе себя окупает, но сверхприбыли нет, да и не ожидалось.
Самое эффективное средство привлечения публики – низкий средний чек. Первый час подобного заседания обходится в 120 рублей, последующие – в два раза дешевле. Преданным поклонникам тайм-общения и вовсе даётся карт-бланш в виде зелёной карточки с 20-процентной скидкой. «Теперь я поселюсь у вас! Это же дешевле, чем квартиру снимать!» – нередко шутят счастливые обладатели карты.
Но вот «жить» в антикафе получится едва ли. Во-первых, наесться досыта здесь не удастся. Напиться тоже. Организаторы непреклонны: «Алкоголь в любых его проявлениях и концентрациях у нас отсутствует. Мы предпочитаем чаёк, кофе, какао, молочко, итальянский зерновой кофе, умиротворённую идиллию и ясное мировосприятие». Во-вторых, ясное мировосприятие предполагает плотный график событий. Найти себя здесь могут мамы с детьми и выросшие в солидных людей одноклассники, страждущие любви «половинки» на вечере быстрых свиданий или влекомые информационным голодом интеллектуалы.
Carpe Diem располагается на базе Дома молодёжи, что позволяет вовлекать новую аудиторию и в познавательно-образовательный процесс.
Алгебра в сыктывкарском «Кампусе»
Сыктывкар не может похвастаться соседством со «столицами», но это и не беда. За свободой добро пожаловать в «Кампус»!
– Нам хотелось сделать место, похожее по духу с тем, который царит в хостелах, общежитиях, или кампусах, как их называют в других странах, – объясняет арт-директор антикафе «Кампус» Сергей Елсаков. – Ставку сделали на мероприятия. Одна из наших фишек – постоянные поэтические вечера, интерес только растёт.
Спортивный покер, стенд-ап, английский клуб и французское кино – лишь часть того, что предлагают организаторы. Но и аудитория проявляет себя весьма оригинально: «Можно прийти с другом посидеть и поучить алгебру? Есть тихонькое местечко?»
– Каждый день сюда заходят посетители, которым незнаком формат антикафе, – отмечает Сергей. – Хотя уже в день открытия за полчаса до начала встречи стояла толпа людей и ждала того, чтобы попасть в первое сыктывкарское антикафе. Эти люди знали о нём и радовались, что теперь не нужно ехать в другой город.
Не обходится и без трудностей. Но если поначалу они были мелкобытовыми, то теперь перешли в разряд интеллектуальных исканий, признаются организаторы: «Сейчас в основном проблемы второго года работы, когда нужно понять, куда дальше двигаться, за счёт чего развивать антикафе. Содержать его непросто, но чертовски интересно. Это и увлекает на дальнейшую работу».
В переплетении вологодских «Кружев»
Проблемы поиска развития не обошли стороной и Вологду. Краеугольным камнем местного антикафе стал логично тиражируемый бренд – кружева.
– Началось всё зимой прошлого года, – вспоминает арт-директор тайм-кафе «Кружева» Марина Подкидышева. – Наш первый директор решил, что в Вологде должно появиться место, куда смогут ходить его дети. Так зародилась идея тайм-кафе. Плюс ко всему такой формат заведения в новинку Вологде. Позже пришла идея названия: кружева – как переплетение идей, интересов, людей.
Среди находок антикафе – проведение ежемесячных благотворительных концертов. Но рекорды по выручкам делают «раскрученные имена», например своеобразный сказочник Дмитрий Гайдук или путешественник Антон Кротов.
– Людям мы до сих пор объясняем, кто мы такие и зачем мы, чем у нас можно заниматься, несмотря на то что у нас запрещён алкоголь и табак, – говорит Марина. – «Кружева» – это одна большая коммунальная квартира, где не ругаются соседи и всегда полон дом гостей. Но от трудностей никуда не деться. Месяц назад у нас поменялось руководство, вместе с этим слегка пошатнулись некоторые стандарты и установки. Нашей команды уже нет, здесь осталась только я. У меня есть инициативная группа, и мы вместе общими усилиями стараемся вытащить «Кружева» из некой ямы, в которую мы долго падали, потому что в один прекрасный момент перестали ими заниматься. Содержать тайм-кафе тяжело. Очень много вложений, а оправдают ли они себя, окупятся ли... предугадать невозможно. Всё решает человеческий фактор.
Архангельский «Борщ» пришлось закрыть
«Борщ» закрывался на лето, но закрылся насовсем. Такая же судьба постигла и другое антикафе.
Сказать, что неинтересные мероприятия проводили – так нет же: бонусом к привычным услугам были даже экстравагантные предложения вроде «повара на час», астролога и даже «школы идеальных жён».
Свою оценку ситуации дала один из организаторов кафе Александра Лагунова:
– Если в двух словах, то неактуально это пока для нашего города... и у молодёжи просто нет денег. Основные проблемы: дорогая аренда, мало кто привык отдыхать без спиртного, всему нужен пиар. Например, в Японии традиция играть в го, там тебя на работу могут взять без образования, если ты выигрываешь на соревнованиях. У нас пока традиции всё-таки гулянья с застольями. Я как-то читала книгу «Архиерей», и там был такой момент. Священник рассказывал нищим про Бога, а когда он спустился в трущобы, то увидел весь ужас их бытия. И тогда он понял, что им невозможно в таких условиях поверить в Бога. Так и у нас. У подростков такие проблемы, что антикафе не в состоянии их решить. И мы решили начинать с корней. Организаторы сейчас пошли по школам заниматься с подростками, агитацией за здоровый образ жизни. У нас в городе очень высокий показатель самоубийств и высокий уровень безработицы. Дети начинают употреблять спиртное ещё в начальных классах. Всё-таки многое зависит от экономики, а из Архангельска очень много людей уезжает каждый год…
В Мурманске появилось «Тепло!»
Не менее «холодный» Мурманск ещё только в самом начале пути – история их тайм-кафе началась лишь полгода назад. «В Мурманске и в области мы первые и единственные, – делится управляющий антикафе «Тепло!» Елена Алёшина. – Мы решили, что нашей суровой столице Заполярья тоже нужно своё «тёплое место». Ведь греться здесь можно не только телом, но и сердцем. Мы стараемся радовать горожан и гостей из области различными мероприятиями: развлекательные программы для детей, мастер-классы по ручному творчеству (мыловарение, ловцы снов, украшения и так далее), тренинги с психологом, чайные церемонии, драматический кружок, театральные уроки и уроки по вокалу».
Завсегдатаи «Тепла» не хотят останавливаться на достигнутом и просят о большем. Одним хочется литературный кружок с критикой, другие жаждут практиковать финский язык, третьи мечтают о веб-камерах. А гости из других городов отмечают, что благодаря «Теплу» Мурманск хочется посетить снова.
– За всё время в антикафе я поняла, что интерьерная обстановка – это только десять процентов успеха, – говорит Елена. – Ведь остальные 90 – это мы сами, наше общение, отношения, наша теплодушевная атмосфера, которую создаём не только мы – люди, которые там работают, но и наши «теплопосетители». А самое важное – что это перестаёт быть работой, это становится стилем жизни.