Демарш против маршруток?
Громко заявленный проект отказа от маршруток в Колпино на деле свёлся лишь к невнятной реорганизации движения и открытию пары новых автобусных линий
Громко заявленный проект отказа от маршруток в Колпино на деле свёлся лишь к невнятной реорганизации движения и открытию пары новых автобусных линий
Об эксперименте по плавному переходу с коммерческого транспорта на социальный в Смольном говорили давно. И вот с июня его запустили в Колпинском районе. По замыслу чиновников уже до конца года маршрутки в этой части Петербурга могут исчезнуть, а заменят их социальные автобусы. Если всё пойдёт по плану, нововведения затронут весь город. Корреспонденты «НВ» отправились в Колпино, чтобы понаблюдать за опытом, как говорится, изнутри.
Отказываться от маршруток решили постепенно. А для начала – усилить 10 из 36 существующих социальных маршрутов. В качестве отправной точки мы выбрали Заводской проспект: по нему с 1 августа в рамках эксперимента запустили новый маршрут до совхоза имени Тельмана. Он должен заменить (внимание!) три других автобуса – № 361, 362 и 392. За счёт них, говорят в комитете по транспорту, количество автобусов на линии увеличилось с 3 до 12. Кроме того, теперь пассажиров должны возить низкопольные машины большой вместимости. Что ж, проверим.
В середине дня остановка «Заводской проспект, 16» абсолютно пуста. Поверх таблички с расписанием наклеена другая: «Остановка автобуса № 362 отменена». Как выяснилось позже, такие объявления появились по просьбе районной администрации – жители жаловались. Ниже – указан номер телефона некой «претензионной справочной». Позвонили – оператор подтвердил, что отныне по нужному нам маршруту следует автобус № 392А. Ждём. Вот из-за поворота показывается нужный нам транспорт. Присматриваемся и видим… отменённый 392-й маршрут. За полчаса, что мы провели на остановке, обещанный новый низкопольный автобус так и не подошёл. Зато его отменённый дублёр почему-то ходит чётко по расписанию – раз в десять минут.
Что же ещё изменилось за время эксперимента? Пока что активные действия свелись к реорганизации маршрутов внутри Колпино – где-то их продлили, где-то скорректировали. В июне открыли новый социальный маршрут № 328 – от проспекта Александровской фермы в Невском районе до Ленинградской улицы в Колпино. Это, кстати, одна из немногих линий, которую обслуживает ГУП «Пассажиравтотранс». Остальные находятся в ведении ООО «Питеравто» – всего 16 коммерческих и 26 социальных маршрутов.
Хотя воплощение идеи Смольного уже сказалось на работе компании. Например, тот самый новый автобус № 392А, который мы безуспешно пытались поймать, полностью дублирует коммерческий маршрут, на котором в результате пришлось уменьшить количество машин. Однако в целом к эксперименту здесь относятся весьма равнодушно.
При этом контракт с городом на обслуживание коммерческих маршрутов истекает только в 2015 году. Очевидно, Смольный при окончательном отказе от маршруток должен будет перезаключить договор на новых условиях. В целом петербургские перевозчики называют проект по отказу от маршруток скорее имиджевым, чем практически ценным.
У нас же после путешествия по Колпино сложилось впечатление, что конкретный механизм реализации эксперимента комитет по транспорту пока так и не разработал. Да и сам по себе посыл кажется странным. Зачем убирать маршрутки вовсе? Ведь учесть все пожелания граждан вряд ли удастся. По словам местных жителей, есть адреса, куда социальные автобусы ходят крайне редко. И в таких местах без маршруток не обойтись. К тому же их главные преимущества – возможность выйти там, где удобно и меньшее время ожидания. Не логичнее ли просто привести в порядок социальный транспорт? Ведь простаивать на остановке по 30–40 минут в ожидании автобуса или троллейбуса, пока мимо одна за другой (через каждые 10–15 минут) проносятся маршрутки, приходится, увы, во многих районах Петербурга.
Так велика вероятность, что реализация разумного эксперимента окажется слишком сложной и чиновники пессимистично решат: мол, он не удался. Как это было, например, с аквабусами, от которых в следующем году решено отказаться. Или с общественным велопрокатом, который хоть и востребован, но вот кататься категорически негде. И будет обидно, если благая идея – поставить на пьедестал социальный транспорт – из-за плохого исполнения чиновников снова окажется нежизнеспособной.