Учимся на опыте столицы. Часть II

«НВ» продолжает серию публикаций координатора общественного движения «Красивый Петербург», посвящённых проблемам городской среды

«НВ» продолжает серию публикаций координатора общественного движения «Красивый Петербург», посвящённых проблемам городской среды.

Вернувшись из Москвы, я делюсь своими впечатлениями и мыслями о том, как меняется столица и какой её опыт было бы неплохо перенять Санкт-Петербургу, а какой перенимать не стоит. В прошлый раз речь, напомню, шла о транспортной доступности аэропорта и устройстве жизни на окраинах, а сегодня поговорим о том, что хорошего происходит в центре Москвы.

Начнём с предыстории. Пару лет назад столичное правительство начало сотрудничать с датским архитектурным бюро GehlArchitects, компанией знаменитого Яна Гейла (гуру мировой урбанистики, за плечами которого проекты трансформации множества мегаполисов в города, удобные для жизни людей). Одним из ключевых элементов концепции Гейла – концепции «Города для людей» – является организация общественных пространств и пешеходных зон в центре. Именно эту меру по результатам анализа положения дел в столице датское бюро и предложило для Москвы. И, на удивление, мэрия не отправила проект под сукно, поблагодарив авторов, а принялась за реализацию программы. Начиная с 2012 года в столице появились десятки пешеходных зон, и их число продолжает расти. Улицы, которые десятилетиями стояли в мёртвых пробках с припаркованными в два ряда автомобилями, преображаются на глазах: появляются цветники, скамейки, уличные фонари, узкие асфальтовые тротуары меняют на качественную гранитную плитку во всю ширину уличного пространства…

В это трудно поверить: автомобильная до мозга костей Москва с её вечными пробками и дефицитом парковочных мест, а тут как гром среди ясного неба – пешеходные зоны. И это вместо расширения проезжей части, легализации парковки на тротуарах, строительства подземных переходов и прочих типичных российских мер «борьбы» с пробками.

В сочетании с платными парковками в центре Москвы эти меры привели к тому, что количество людей, которые без нужды используют личный автотранспорт в центре, значительно сократилось. Те же, кто не готов пересесть на общественный транспорт, перестроились на новые маршруты – в объезд.

Но какие изменения произошли на центральных улицах? Ведь мало просто убрать автомобили и зашить всё в гранит…

Район Столешникова переулка, Большой Дмитровки, Кузнецкого моста. Среда, одиннадцатый час вечера. Казалось бы, вся уличная жизнь должна замереть. Но я увидел полные москвичей и туристов пешеходные улицы, вереницы веранд летних кафе, декоративное озеленение, уличных музыкантов… И, несмотря на скопление людей, уши здесь отдыхают от привычного городского звукового фона, сотканного из рёва моторов и визгов клаксонов.

А теперь перенесёмся в центр Петербурга. Исключительные архитектурные ансамбли, европейская продуманная планировка сетки улиц и – море автомобилей (как ползущих в пробках, так и припаркованных где попало). А пешеходных зон – на пальцах одной руки пересчитать. Да и их потенциал не используется даже на треть.

Взять Малую Конюшенную. Она годами простаивала пустой, без каких бы то ни было точек притяжения вроде кафе или мелкой торговли. Неудивительно, что в какой-то момент она была захвачена под незаконную парковку. И всё это под предлогом отсутствия гуляющих. Но откуда им было взяться?

И только в этом году пешеходную часть всё же расчистили от автомобилей, а развернувшаяся на Малой Конюшенной уличная выставка «Лето в городе» со стилизованными скамейками и регулярными событиями смогла привлечь на улицу значительные потоки людей.

Но даже такие примеры не могут убедить чиновников повернуться лицом к людям, а не к автомобилям. Движение «Красивый Петербург» ещё в мае прошлого года провело исследование, доказавшее необходимость превращения участка Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба в пешеходную зону. И тогда ряд чиновников и уполномоченных организаций одобрили идею. Но вот спустя год Анатолий Мишанов, врио главы КТРИ (сейчас он возвращён на должность заместителя главы комитета), пытается убедить горожан, что 80 машин, стоящих в парадном входе на Дворцовую площадь, важнее 45 тысяч людей, которые ежедневно посещают это место.

Но я верю, что и у нас (как и в Москве) грядут положительные перемены. Вот только горожанам стоит активнее высказывать своё отношение ко всему происходящему в городе. Благо сегодня для этого есть простые средства – от электронной приёмной на сайте любого ведомства до общественного сайта «КрасивыйПетербург.рф».

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.