По миллиону – с каждого!
Кому выгодно, что предпринимателей заставляют постоянно менять дизайн своих торговых точек
Кому выгодно, что предпринимателей заставляют постоянно менять дизайн своих торговых точек
На днях мы уже рассказывали о новых требованиях к дизайну городских ларьков, палаток и прочих торговых точек («НВ» от 19.08.2014 «Будешь как огурчик – весь зелёный и в пупырышках!»), которые недавно разработали в комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА). Но пусть, мягко говоря, спорный дизайн, по которому торговый Петербург окрасится в болотный цвет, останется на эстетической совести чиновников. Тут, как говорится, дело вкуса. Интереснее другое: зачем вообще понадобилось заставлять бизнесменов в который раз перестраивать торговые точки?
Итак, главная причина, по которой Петербургу никак нельзя обойтись без нового регламента, как объяснили корреспонденту «НВ» в КГА, – это «сохранение целостного архитектурного облика районов». Ну а «выбор колера», согласно официальному ответу, который мы получили из того же КГА, «определён с учётом своеобразия колористики архитектурной среды Петербурга, на основе принципа нейтрального включения современных элементов благоустройства в сложившуюся цветовую палитру». Иначе говоря, серо-зелёная краска, которой теперь покроют примерно 4000 торговых точек, призвана украсить городские улицы. Видимо, понятие о цветовой палитре города у авторов проекта формировалось на срочной службе в армии, где всё, желательно, должно быть по уставу и одного цвета.
Впрочем, далеко не только это вызывает вопросы. По информации, растиражированной всеми СМИ, проект массовой перестройки «обойдётся в 3–4 миллиарда рублей». Но кому обойдётся? Неужели власть планирует самостоятельно настроить новых торговых точек в соответствии со своими представлениями о прекрасном?
Нет, лягут эти расходы, как выяснило «НВ», на плечи самих предпринимателей. Механизм таков: как только договор аренды, заключённый между комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ) и предпринимателем, заканчивается (а рассчитан он обычно на два-три года), комитет предлагает подписать ещё один, но уже на новых условиях – ларёк должен быть установленного образца.
И это далеко не первый раз, когда власти Петербурга пытаются привести киоски и палатки города к единообразию за счёт малого бизнеса, о котором у нас вроде как все отчаянно пекутся. Как рассказал председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков, среди бизнесменов уже ходит шутка: мол, каждый новый губернатор Петербурга обязан сделать две вещи – реконструировать Сенную площадь (об этом «НВ» также неоднократно писало) и изменить дизайн ларьков.
– Архитектурно-художественный регламент для малой торговли не новость. Требования к смене облика торговых павильонов выдвигали и раньше, просто тогда они не выходили в виде отдельного постановления правительства Петербурга, – рассказал Алексей Третьяков.
Ещё губернатор Владимир Яковлев предпринимал шаги по изменению внешнего вида ларьков. По данным СМИ, за семь лет его работы на посту главы города киоски меняли дизайн три (!) раза.
Занималась обликом торговых павильонов и Валентина Матвиенко. После того как губернатор побывала во Франции, петербургским предпринимателям предложили покупать павильоны у одной французской компании за немалые на тот момент деньги – 30 тысяч долларов. Так что было бы сейчас у нас как в Париже, да грянул кризис, и от ларьков «по-французски» отказались.
Так кому же на руку очередная массовая переделка торговых павильонов?
В Петербурге можно найти немало фирм, занимающихся изготовлением ларьков. К примеру, ЗАО «Нева–Обухово–Интернэшнл», по словам руководителей фирмы, выпустило около 80 процентов всех остановочных павильонов в городе, она же занимается и созданием новых серо-зелёных киосков. Заказать палатку по регламенту КГА можно и в других компаниях. В одной из таких фирм мы решили выяснить, в какую «копеечку» влетит малому предпринимателю новый ларёк.
– Самый маленький торговый павильон по регламенту КГА обойдётся примерно в 500 тысяч рублей, – пояснил сотрудник фирмы. – Минимальная цена ларька площадью 4,4 квадратного метра – это 300 тысяч, но всё зависит от комплектации. Кто-то просит утеплить, кто-то – поставить кондиционер, специальное освещение, кому-то нужна ещё одна глухая стена. Словом, всё индивидуально. Стоимость доходит до 600 тысяч рублей. Если же площадь больше
4 метров, то цена легко перешагивает за миллион.
– Сейчас комитет по градостроительству и архитектуре не рекомендует какую-то конкретную фирму, – говорит Алексей Третьяков. – Поэтому предприниматели имеют выбор. А это уже прогресс – раньше чиновники называли конкретную фирму, имевшую эксклюзивные права на производство.
То есть хочешь – можешь хоть сам этот ларёк сколотить, главное – чтобы по регламенту вышло. Всё так. Но ведь куда лучше было бы вообще ничего не перестраивать. Нынешние петербургские торговые точки выглядят вполне презентабельно – не то что в далёкие 1990-е. И тратить полмиллиона на новый ларёк с сомнительным дизайном, когда предыдущий может простоять ещё полвека, – это очевидный (и очередной) экономический удар по предпринимательству.
Причём дело не только собственно в расходах. А ещё и в отсутствиях правил игры. Вот выложит ларёчник миллион, но где гарантия, что в КГА не придёт новый чиновник, который решит, что серо-зелёный цвет – это некрасиво и с палитрой города лучше гармонирует коричневый, а крыши должны быть не с коньком, а плоскими?
Много лет городские власти словно по заказу сетевиков (доказательств-то нет) ликвидировали рынки, сносили торговые зоны, изгоняли ларьки с остановок. Сейчас Петербург – столица ритейла, казалось бы, можно и успокоиться. Но малому торговому бизнесу по-прежнему не везёт.