Здесь молился Николай II
В Царском Селе возрождается уникальный храм во имя Сергия Радонежского
В Царском Селе возрождается уникальный храм во имя Сергия Радонежского
К 8 октября – дню памяти Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых, 700-летие со дня рождения которого отмечается в этом году в Царском Селе, заканчиваются реставрационно-восстановительные работы в церкви Святого Преподобного Сергия Радонежского 2-го лейб-гвардии стрелкового Царскосельского полка.
Возрождение церкви, переданной в 2012 году приходу Софийского собора, координируется попечительским советом, который возглавил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Работы по воссозданию церкви завершает компания ЗАО «БалтСтрой», – организация, специалисты которой уже вернули к жизни многие уникальные архитектурные жемчужины Петербурга. В их числе Никольский Морской собор в Кронштадте, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Работы продолжаются в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, Петропавловском соборе и Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости, Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в Воскресенском Новодевичьем монастыре.За минувшие столетия в России было построено несколько сотен церквей во имя Сергия Радонежского, и их судьбы, как и судьба царскосельского храма, драматичны. Создание храма было заведомо определено, когда в честь победы русских над турками по указу императрицы Екатерины II в 1780 году близ Царского Села был создан уездный город София. София застраивалась и со временем стала местом сосредоточения военных полков: гусарского, кирасирского, четырёх пехотных, личного конвоя государя, офицерской артиллерийской школы. Так сложился и квартал лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка, расквартированного на Гатчинском шоссе, вблизи Орловских ворот.
В 1889 году недалеко от казарм было выстроено здание учебного зала и цейхгауза, в котором разместилась церковь Святого Преподобного Сергия Радонежского. В 1903 году по проекту архитектора Александра Успенского к зданию был пристроен алтарь, изменён интерьер храма и возведена колокольня. Освящённый и открытый храм преподобного Сергия Радонежского посещали августейшие особы, в нём молился император Николай II. Но в 1921 году для церкви началась новая, уже мрачная история. Храм был закрыт, и его помещения стали использоваться для хозяйственных нужд. Позднее в нём разместился Пушкинский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта Федерального дорожного агентства.
В период хозяйствования транспортников облик церкви изменился до неузнаваемости: у исторического здания появился второй этаж, выстроенный в стиле советского домостроения. В результате этого звонница вместе со шпилем колокольни и маковками церкви приказали долго жить. Декоративная роспись стен, выполненная художником-керамистом Сергеем Чехониным, была замурована под слоем штукатурки, а пол с уникальной мозаикой из метлахской плитки буквально погребён под слоем бетона. А ведь общепризнано, что роспись стен в храме Сергия Радонежского являлась одной из лучших работ Сергея Чехонина, украсившего, кстати сказать, не одно архитектурное сооружение начала XX века! Мало того, помещения алтарной части церкви были сданы в аренду под кафе, магазин и туалеты. Они размещались там, притом что здание было выявленным объектом культурного наследия и находилось в собственности Российской Федерации.
Ситуация изменилась в 2012 году, когда по инициативе первых лиц Царскосельского благочинного округа, в частности вошедшего в попечительский совет протоиерея Геннадия Зверева, а также неравнодушных жителей Пушкинского района, развернулась борьба за передачу храма в лоно Русской православной церкви. В официальные инстанции пошли письма, и торгово-развлекательные заведения закрыли. В территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга был направлен запрос Санкт-Петербургского епархиального управления о передаче в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии здания церкви. Вслед за этим комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры обратился в Росимущество с просьбой принять меры, направленные на обеспечение сохранности объекта. В конце сентября 2012-го церковь была передана приходу Вознесенского (Софийского) собора, и 8 октября в храме состоялось первое за сто последних лет богослужение.
В мае 2013 года началось восстановление здания церкви. Как рассказал руководитель проекта восстановления памятника архитектурного наследия Сергей Крипак, все работы проводились в соответствии с проектом, утверждённым в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. К реставрации удалось приступить после проведения историко-культурной экспертизы, общего обследования состояния памятника, проведения обмеров, анализа составов применённых на объекте кладочных растворов, штукатурных смесей и использованных в росписи церкви красок. Затем были разработаны и составлены методики реставрации. Результаты исследований вошли в проект в виде обширной и исчерпывающей исторической справки. После проведения научно-исследовательских работ и проектирования начался демонтаж современных надстроек, перекрытий и перегородок. Демонтировали целый этаж, пришлось ломать и бетонный пол. Пока ломали, вскрывали и отчищали, обнаружили фрагменты той самой легендарной метлахской плитки, элементы лепного декора, подлинную штукатурку с фрагментами живописи. По словам руководителя проекта, эти находки бесценны. Все они наряду с иконографическими источниками, а также обнаруженным при проведении благоустройства территории фрагментом мемориальной доски предполагаемого захоронения офицеров 2-го стрелкового полка легли в основу проекта воссоздания интерьеров церкви.
– Обнаруженные нами фрагменты оригинальны. Они позволили реставраторам понять цветовую палитру интерьера храма и правильно подобрать материалы, используемые при реставрации, – пояснил Сергей Крипак.
Когда всё наносное было убрано, специалисты приступили к воссозданию стропильных систем и кровли, звонницы, шпилей и колокольни. После того как здание получило необходимый температурно-влажностный режим, началась реставрация внутренних помещений, в частности кирпичной кладки, гипсового лепного декора, штукатурных тяг. К тому времени помещения уже были оборудованы электрическими, отопительными и вентиляционными сетями и системой охраны. Современные технологии отопления заменили действовавшее в начале XX века в храме печное отопление. Кстати, обнаружить его смогли только при подготовке к реставрации, поскольку топки, расположенные у пола, были незаметны. Как рассказал Сергей Крипак, рациональность тогдашней системы отопления и её прогрессивность удивили специалистов.
Сейчас реставрационные работы в церкви находятся в завершающей стадии. Заканчивается воссоздание штукатурного покрытия фасада и внутренних помещений. Ведутся работы по восстановлению исторических оконных и дверных заполнений. Реставраторы обещают, что к 8 октября 2014 года – дню памяти преподобного Сергия Радонежского – реставрация будет завершена и церкви возвратят её первоначальный облик в стиле модерн с художественной отделкой в псевдорусском стиле. В возрождённой церкви потрясающее впечатление будет производить роскошный резной дубовый иконостас, который восстанавливают в соответствии с фотоматериалами 1900-х годов, а также росписи стен и потолков. Убранство потолка будет соответствовать замыслу художника Сергея Чехонина и представлять собой звёздное небо с сияющим на нём образом Пресвятой Троицы.
Незабываемое впечатление оставит и внутреннее убранство храма, над которым работают вятские специалисты. Иконы же на липовых и буковых досках пишут художники Царскосельской иконописной мастерской. Что касается куполов церкви Сергия Радонежского, то сиять золотом они не будут, потому как в иконографических источниках нет свидетельств тому, что они были позолочены. Зато колокольный звон храма обогатит своими голосами перезвоны Царского Села.