У солнечного камня появился хозяин

Янтарный комбинат в Калининграде начал работать по новым правилам

Янтарный комбинат в Калининграде начал работать по новым правилам

После разгрома янтарной ОПГ в западной губернии начались новые времена. Янтарный барон Виктор Богдан по кличке Балет больше не у дел, на предприятии установлены новые, нормальные порядки. Тем не менее и сегодня к происходящему в Калининграде относятся по-разному. Одни говорят, что никакой прозрачности в отрасли до сих пор не существует. Другие утверждают, будто, напротив, правила игры кардинально изменились – «стричь купоны» никому больше не удаётся, а потому государство не терпит убытков. Третьи жалуются на тормозящую процесс бюрократию. Четвёртые радуются: мол, наконец-то вздохнули полной грудью. Корреспонденты «НВ», встретившись и поговорив со всеми участниками процесса, попытались сделать выводы. И они оказались достаточно противоречивы…

–Вспоминаю, как в 2006 году нас вызвали в правительство области и поставили в известность: «Теперь Богдан будет вашим дилером», – рассказал «НВ» председатель общественного объединения «Янтарный союз» Василий Симонов. – Когда я попытался что-то возра­зить, меня резко оборвали…

В годы фактического контроля, установленного над отраслью криминальной группировкой Богдана, «своим людям» янтарь отпускался без лишних вопросов о дальнейшем предназначении. Хочешь – перерабатывай на месте, хочешь – вези за рубеж сырец. И делалось всё без промедлений.

– Исполнения заявки на отпуск камня приходится ждать месяцами, – жалуется Симонов. – Никакой прозрачности в этом деле не существует. По нашим данным, более 110 тонн делового сырца отгружено каким-то сомнительным фирмам в Подмосковье, переправляющим ископаемую смолу в Китай.

С позицией президента «Янтарного союза» согласны далеко не все местные переработчики. Большинство констатирует: теперь не надо прогибаться под дилера или брать его в долю. И всё-таки приходится тратить немало нервов и сил, доказывая, что янтарь тебе нужен для обработки, а не для перепродажи.

– Сегодня мы переживаем последствия того недоверия, которое сложилось по отношению к янтарщикам, – сетует индивидуальный предприниматель Руслан Печников. – Если речь идёт о крупных камнях, приходится долго объяснять, как именно ты намерен использовать каждый кусок. Если этот, скажем честно, бюрократический механизм упростить, дышать всем станет значительно легче.

Впрочем, большинство малых предпринимателей с ним не согласны. Они, напротив, считают, что отныне получили возможность вздохнуть полной грудью.

– Нынешние перспективы сотрудничества с комбинатом выглядят намного лучше, там хотят с нами работать, – поделился мнением о ветре перемен художник по камню Лев Романенко. – Мне кажется, комбинату нужна нормальная продукция, а не ширпотреб, поэтому и тем, кто способен предоставить интересные работы, открыта зелёная улица.

На самом Янтарном комбинате к многообразной палитре мнений прислушиваются, но тем не менее на поводу у критиков идти не спешат. По убеждению нынешнего руководства, у многих переработчиков всё ещё сохраняется соблазн взять на комбинате сырьё якобы для изготовления изделий и тут же толкнуть его за бугор. Тем более что мировые цены на солнечный камень за последние годы значительно выросли.

– Хочу напомнить, что именно поручение главы нашего государства положило начало масштабному реформированию системы, которая не менялась десятилетиями, – пояснил «Невскому времени» свою позицию исполняющий обязанности директора Янтарного комбината Михаил Зацепин. – Но многие так называемые производители до сих пор не желают смириться с тем, что их лишили доступа к тому объёму сырья, который они не в состоянии переработать, но зато в состоянии перепродать. Поэтому ещё раз чётко обозначу позицию Янтарного комбината: появились новые правила, и тем, кто хочет дальше развивать свой бизнес, придётся их усвоить. Сегодня все реальные производители обеспечиваются и будут обеспечены сырьём. Продажей сырья должен заниматься только Янтарный комбинат, все остальные должны его перерабатывать!

Из мелких кусочков солнечного камня настоящие мастера делают по старинным технологиям спиртовую настойку (100 граммов минерала на литр самогонки), янтарный чай, мыло и даже леденцы

тем временем…

«За что с покупателя требуют такие деньги?!»

–Буквально вчера получили партию янтаря, – говорит сотрудница магазина на Невском проспекте Настя. – До этого он давно не приходил, а с чем это связано – не знаю…

Поставщиков у этой торговой сети несколько, все из Калининграда. В продаже в основном украшения: бусы, браслеты, серьги, кольца. Ценовой разброс – от 200 до 100 тысяч рублей. Причём за последний год цены выросли минимум в 3 раза.

– Вот браслет из старой поставки, – показывает Настя. – А вот – из новой. Дизайн схожий, количество камней одинаковое. Только первый стоит 4 тысячи рублей, а второй – 12.

Действительно, на первый взгляд браслеты не сильно различаются. Но следом Настя извлекает из витрины другой браслет, очень похожий на своих собратьев. Его цена и вовсе поражает воображение – 44 тысячи! Никаких объяснений такому ценнику у сотрудников торговой сети нет.

– Мы иногда не знаем, как это продавать, – вздыхает Настя. – Вот как объяснить покупателю, за что с него требуют такие деньги?..

Украшения из янтаря пользуются популярностью у азиатских туристов. Они верят в его целебные свойства. А вот европейцы к янтарю, как правило, равнодушны. Впрочем, как и российские покупатели. Наибольшим спросом у них пользуются мелкие изделия – то, что подешевле.

– Хорошо, что у нас ещё есть возможность предложить альтернативу дорогим изделиям из старых поставок, – резюмирует Настя. – Но вот что будем делать, когда они закончатся, непонятно…

 

а как у них?

Какой янтарь нужен – такой и получишь…

Янтарь (по-литовски гинтарас – «защитник») в Литве в промышленных объёмах не добывают. Залежи имеют серьёзные, однако свой берегут, а перерабатывают исключительно калининградский. Это первое, чем корреспондента «НВ» удивил учредитель Gintaro akademija (Академии янтаря) Роландас Жалимас. Но в процессе разговора выяснилось ещё немало любопытных подробностей «янтарного закулисья»:

– В Вильнюсе натурального янтаря в продаже процентов пять. На улице иногда вместо янтаря продают пластмассу, причём честно скажу: не только покупатель отличить подделку не сможет, но и некоторые мастера. Кстати, у вас в Москве вообще натурального, может быть, один процент. Даже в калининградском Музее янтаря 80 процентов изделий – из прессованного янтаря.

Но если бы подделки были только в Вильнюсе и Москве! Некая израильская фирма попросила у нас с моей женой Альгиной янтарную пыль. Производственные отходы. Я спросил: «Для чего?» Говорят: «Для изготовления косметики». Объясняю: «В косметике пыль использовать нельзя, потому что в ней не только янтарь, но и бумага, клей, дерево и даже корунд». – «Тогда дай нам чисто янтарную пыль!» Мы измельчили янтарь до 3–5 микрон, превратили его в пудру и продали израильтянам. А кто-то ведь у кого-то покупает отходы. Потому что дёшево…

Конечно, и в Литве, и в России (в Калининграде, например, живёт семья Лопаткиных) есть мастера, которые работают с душой. Но большинство – и у вас, и у нас – действуют по принципу: сделал – продал, сделал – продал. Чем дешевле, тем скорее продашь. Так нельзя…

Мы с Альгиной ничего не изобретаем. Спиртовую настойку (100 граммов янтаря на литр самогонки), янтарный чай и даже леденцы – всё делаем по старинным технологиям. Янтарное мыло тоже делаем – холодным способом, вручную, в небольших количествах. Много чего делаем, но разбогатеть не получается – вся прибыль уходит на покупку янтаря.

 

кстати...

– Древние китайские медики называли янтарь кровью дракона и изготавливали из солнечного камня сосуды для консервации крови.

– В давние времена найденный янтарь следовало сдавать в костёлы. И крестоносцы отдавали весь солнечный камень в храмы, где его использовали не только для благовония, но и для дезинфекции, зная о целебных свойствах.

– Великий Авиценна в трактате отмечает, что есть два лекарства от всех недугов: камфора и янтарь. Из него всегда извлекали кислоту. Но только балтийский янтарь имеет до 8 процентов кислоты, тем он и уникален. Кислота очищает организм от щёлочи, усиливает иммунитет.

– Янтарь не понижает, не повышает, а балансирует кровяное давление. Он – натуральный биостимулятор и к тому же антисептик. Им, как стрептоцидом, можно обрабатывать раны.

– Большинство медиков сегодня согласны с тем, что янтарём можно лечить почти все болезни. Только надо знать, как его применять. И ещё янтарь – самый лучший дезодорант.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.