Велосипедную инфраструктуру ждёт перезагрузка
Петербургские чиновники в очередной раз готовятся выбрать проектировщика, который должен составить план будущих велотрасс
Петербургские чиновники в очередной раз готовятся выбрать проектировщика, который должен составить план будущих велотрасс
Победителя открытого конкурса по организации городских велодорожек планировали определить во второй половине августа, но из-за технических нарушений в бумагах конкурс признали несостоявшимся. Теперь в течение месяца участникам предлагается снова подать документы, и только после этого победитель сможет приступить к работе. Однако, как выяснил корреспондент «НВ», ждать появления удобных велодорожек и трасс, по которым велосипедисты смогут безопасно пересекать весь город, любителям двухколёсного транспорта придётся не один год. И это в лучшем случае.
Напомним, весной нынешнего года чиновники озвучили грандиозные планы: в Петербурге должно появиться 16 маршрутов для велосипедистов. Условно их можно разделить на три категории. Первая группа – «внутренние» маршруты, которые свяжут центральные районы города со спальными кварталами и самыми близкими к Петербургу пригородами. Главная идея в том, чтобы соединить окраины с крупными транспортными узлами.
Ещё одна группа маршрутов соединит пригороды между собой. И третья группа – это небольшие велотрассы в самом центре города, по которым велосипедисты смогут совершать прогулки, наслаждаясь открыточными видами.
Как пояснил корреспонденту «НВ» источник в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), изначально решение по первым маршрутам планировалось принять в сентябре, но теперь оно откладывается на неопределённый срок. При этом наш собеседник отметил, что речь идёт об исключительно бумажных проволочках. Когда программе дадут официальный старт, проектировщика обяжут оперативно представить документы, на основе которых чиновники начнут реализовывать план развития велодорожек.
– Мы подготовили ряд предложений, учитывая которые можно более грамотно организовать сеть веломаршрутов, – рассказала корреспонденту «НВ» один из лидеров общественного движения «Велосипедизация» Дарья Табачникова. – Теперь ждём, пока город определит победителя нового конкурса, и после этого направим ему письмо, в котором выскажем свои соображения. Пока можно лишь сказать, что техническое задание на конкурс составлено очень грамотно. Если его реализовать в полной мере, у нас появится прекрасная европейская велосипедная инфраструктура.
Впрочем, говорить о реальном создании большого количества веломаршрутов в Петербурге пока рано. Во-первых, не ясно, на чьи деньги будет осуществляться строительство велодорожек. Пусть это и не полномасштабное дорожное строительство, но для того, чтобы опутать Петербург сетью из как минимум 200 километров велосипедных трасс, необходимы по меньшей мере десятки миллионов рублей. Город готов раскошелиться на проект (на эти цели бюджет выделит не более пяти миллионов рублей), а сами работы, видимо, намерен финансировать за счёт частных средств. Но на сегодняшний день желающих вложиться в велодорожки на основе ГЧП (государственно-частного партнёрства) что-то не видно.
Во-вторых, чиновники и эксперты пока никак не могут определить, какими должны быть петербургские велотрассы. Очевидно, что в центральной части города под них придётся выделять либо участок проезжей части, либо кромку тротуаров. И в том и в другом случае велосипедисты рискуют нажить себе огромное количество врагов из числа водителей или пешеходов. В спальных районах, где улицы шире, этих проблем можно избежать.
И наконец, только на создание одного проекта, по мнению Дарьи Табачниковой, может уйти не меньше полутора-двух лет. Так что даже при непрерывном финансировании первые велодорожки появятся у нас не раньше 2017 года.
И ещё. К срочному оборудованию велодорожек чиновников, по идее, должны сподвигнуть новые велопарковки, в начале июля появившиеся в центре возле метро. Ведь людям, пересевшим на велосипеды, пока что остаётся крутить педали либо по тротуару, по которому согласно правилам ездить запрещено, либо же по проезжей части, рискуя жизнью. Словом, на пути велосипедиста вылезает внушительный камень преткновения: как воспользоваться новой службой велопроката, когда в городе нет налаженной системы велодорожек? Но, похоже, городские власти, судя по конкурсным проволочкам, не торопятся создавать внятную инфраструктуру велодорожек. Ведь делать это им приходится практически с нуля.