Кадровый вопрос – больной, это бомба замедленного действия

К сожалению, на сегодняшнем музыкальном небосклоне мы не видим таких звёзд, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, могу назвать ещё не одно имя. Есть музыканты с высочайшими гонорарами, число которых невелико, и есть музыканты, которые зарабатывают несоизмеримо меньше. Вот и вся разница. Вообще, сейчас в России престиж профессии классического музыканта упал. Снижается и профессиональный уровень, что вызывает крайнюю тревогу.

Учат по-прежнему хорошо, но в большинстве своём музыкальные школы держатся на педагогах, которых в советское время приучили работать за гроши. Старшее поколение педагогов постепенно уходит, а на смену ему молодёжь особенно не стремится. Она предпочитает работать в хорошо оплачиваемых оркестрах. Если ситуация не изменится, то учиться будет просто не у кого. Откуда мы тогда возьмём музыкантов для формирования тех же оркестров?

Для меня, как для ректора Консерватории, кадровый вопрос – больной. Это бомба замедленного действия, часовой механизм, которой тикает уже не первый год. Если в музыкальных школах у преподавателей будет такая же зарплата, как в оркестрах, то молодые люди туда пойдут. Чтобы наши оперные, балетные, музыкальные коллективы, как и прежде, соответствовали мировому уровню, а то и превосходили его, мы должны не только позаботиться о том, чтобы зарплата была как на Западе, но и в целом сохранить уникальную систему нашего музыкального образования. В связи с этим мы боремся против обучения по стандартам, которые предложены Болонской системой образования. Она предусматривает музыкальное обучение с 12 лет. Но если ребёнок в пять лет не взял в руки скрипку, виртуозом он не станет никогда! А если его ещё лишить и опытного педагога…

Я не люблю проводить параллели, но параллель с горячо любимым всеми, в том числе и мной, футболом напрашивается сама собой. В команде нет – ну не воспитали! – высококлассных игроков, значит, приглашают, покупают легионеров. Музыкант не футболист, его купить мы не сможем – ни оркестранта, ни тем более солиста. Либо сами воспитаем, либо покинем «высшую лигу». Потому что покупать негде. Пока ещё лучшие «игроки» – наши.

Говоря о музыкальном воспитании в целом, а не только о подготовке профессионалов, нужно очень серьёзно отнестись к программе уроков музыки в общеобразовательных школах.

Можно, конечно, по старинке петь хором, но не правильнее ли урок пения заменить уроком музыкального воспитания и от раза к разу двигаться вперёд, изучая мировую музыкальную культуру? В юности мне приходилось принимать участие в выездных лекциях-концертах, которые входили в систему идеологического воспитания. Приезжали в школу в какой-нибудь государственный праздник или в день рождения Ленина. В актовый зал учеников, конечно, сгоняли. Лектор под шумок начинал рассказ: «Владимир Ильич любил Бетховена» – и плавно переходил к рассказу о Бетховене. После чего исполнялись его сочинения, и зал стихал и, затаив дыхание, слушал великую музыку. А что сейчас звучит повсюду? Попса, шансон… Всё это тоже имеет право на существование, но должен быть разумный баланс.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.