Преображение Кижей

Знаменитый музей-заповедник отметил 300-летие Преображенской церкви, которая сейчас проходит глубокую реставрацию в рамках масштабной программы развития острова.

 

 

Старинные суда стали настоящим украшением празднования трёх-векового юбилея уникальной церкви.

 

Знаменитый музей-заповедник отметил 300-летие Преображенской церкви, которая сейчас проходит глубокую реставрацию в рамках масштабной программы развития острова.

Это лето стало для музея-заповедника «Кижи» особенно знаменательным: заповедник готовился к большому юбилею, 300-летию Преображенской церкви. В первую очередь именно по изображению этого шедевра деревянного зодчества Кижи знают во всём мире. В рамках праздничных торжеств на острове прошёл пятидневный фестиваль, насыщенный заонежскими обрядами, демонстрацией народных ремёсел, концертами, в том числе сессией звонарей, на которую приехали мастера из разных городов России. А тем временем продолжает выполняться масштабная программа развития Кижей.

При помощи карельского правительства на остров был организован бесплатный социальный рейс «комет». Поездка на фестиваль стала наградой для семей – лауреатов республиканских конкурсов, юных спортсменов и победителей олимпиад. Среди них журналисты тут же узнали Егора Минина. 17-летний юноша три года назад прославился на всю страну как один из добровольцев, которые, рискуя жизнью, пытались спасти немногих выживших в страшном крушении пассажирского самолёта под Петрозаводском.

Большинство из этих гостей побывали на знаменитом острове впервые. Ведь доступность Кижей для туристов с не самым большим достатком остаётся проблемой номер один. Директор музея Андрей Нелидов приводит простой пример: вход на заповедную территорию сегодня стоит 300 рублей, а за проезд на «комете» из Петрозаводска и обратно придётся выложить 2,5 тысячи. И это при том, что в нынешнем году руководству музея удалось договориться с единственным перевозчиком – компанией «Кижское ожерелье» – о снижении цены на билеты на 15 процентов. Какими-либо иными способами влиять на тарифную политику частной фирмы музей не может, объясняет Андрей Нелидов. Выход он видит в создании собственного флота, который учреждение культуры смогло бы передать в управление опять же коммерческой компании, но прописав в договоре условия по стоимости проезда, количеству рейсов, продолжительности стоянок.

Правда, вложения нужны немалые, они под силу только крупному инвестору, которого пока нет. Зато уже в следующем году планируется завершить строительство 94-километровой автодороги между посёлком Великая Губа и деревней Оятевщина. Это местечко от острова отделяет всего лишь узкий пролив, и путешествие отсюда на катере обойдётся в разы дешевле, чем из Петрозаводска.

Строительство автодороги наряду с электрификацией острова и масштабной реставрацией Кижского погоста – часть утверждённого ещё в 2008 году Владимиром Путиным плана по развитию острова. Реализуется он на средства федерального центра: так, Кижи получили устойчивое электроснабжение по подводному кабелю. Поэтапно идёт и реставрация Преображенской церкви. Причём если ещё несколько лет назад выбранный мастерами способ лифтинга – строение поднимают на домкратах и перебирают поэтапно, по ярусам, – вызывал бурные споры в среде не только экспертов, но и общественников, то сейчас дискуссии стихли. Последнее слово оказалось за специалистами ЮНЕСКО, которые ежегодно приезжают на остров и проверяют, как идут работы на объекте Всемирного наследия. По словам одного из них, норвежского эксперта Йоргена Йоргенсена, «реставрация на правильном пути».

Этим летом кижские плотники закончили переборку четвёртого яруса церкви: вскоре его установят на место, но впереди ещё немало работы. Причём по ходу дела всплывают различные нюансы и непредвиденные трудности, так что назвать точную дату окончания реставрации эксперты затрудняются: ориентировочно это 2018–2019 годы. Для туристов, впрочем, возможность воочию понаблюдать за уникальным опытом реконструкции столь большого по размерам шедевра плотницкого мастерства – ещё один повод приехать в Кижи.

Кстати, иностранцы составляют до 60 процентов от общего количества ежегодных посетителей Кижей. Но в этом сезоне структура турпотока изменилась. Напуганные ситуацией на Украине, западные, особенно американские, туристы принялись отказываться от теплоходных туров по России. У россиян это, конечно, может вызвать лишь усмешку: где Донбасс и где Кижи… Тем более что нашего человека от купленной путёвки за границу, казалось бы, ничто не заставит отказаться: ни революции в столицах курортных стран, ни землетрясения, ни цунами с наводнениями.

Но вот пересмотреть свои предпочтения при выборе направлений для отдыха наши соотечественники всё же могут. Наверное, спровоцированный событиями на Украине общеевропейский кризис, скачки курса евро сказались на том, что часть любителей зарубежных путешествий обратила свой взор в сторону отдыха в России. Хотя нельзя не признать, что рост внутреннего туризма наблюдался и ранее.

Как бы то ни было, по итогам июля, то есть по завершении пикового сезона, Кижи посетили даже чуть больше туристов, чем в прошлом году. Не исключено, что для россиян сыграл свою роль тот факт, что не так давно по итогам общенационального голосования Кижи вошли в десятку символов нашей страны.

Руководство музея расценивает этот успех как дополнительный шанс привлечь федеральное финансирование для реализации масштабной концепции дальнейшего развития Кижей. Она включает в себя, в частности, проекты на самом архипелаге – создание новых интерактивных экскурсионных продуктов, строительство жилья для сотрудников, фондохранилища. Разумеется, поскольку речь идёт об охранной зоне, то здесь главный принцип не изменение, а сохранение и воссоздание исторического ландшафта. Например, в рамках восстановления исчезнувших деревень с их традиционной архитектурой. Вторая часть концепции – создание полноценной туристической инфраструктуры за пределами охранной зоны, например строительство гостевых домов и отелей на Заонежском полуострове. И наконец, принцип «Больших Кижей» – передача под крыло музея других исторических памятников Заонежья, в частности Онежских петроглифов. Это позволит не только их сохранить, но и равномерно распределить антропогенную нагрузку на объекты культурного наследия, считают в музее.

Концепция ещё в конце прошлого года была одобрена Министерством культуры России, заявки на финансирование мероприятий поданы в соответствующую федеральную целевую программу и программу подготовки к 100-летию Карелии. Но ещё предстоит, чтобы ЮНЕСКО утвердило план управления объектом Всемирного наследия, который, конечно, коррелирует с концепцией. Пока же Кижи стараются сделать более комфортными для туристов доступными сейчас способами: так, в причальной зоне появился крытый навес, где можно переждать плохую погоду, а в лавках – оригинальные сувениры и футболки. В кафе можно перекусить блюдами национальной кухни, хоть такой обед и обойдётся по ценам не самых дешёвых петрозаводских ресторанов. Постройки – быстровозводимые, их легко можно разобрать, когда на Кижах начнётся строительство настоящей входной зоны; её эскизный проект, который устроит ЮНЕСКО, также предстоит разработать. Всё это, конечно, планы не на один год, но в музее их считают вполне осуществимыми.

 

Из первых уст

«Всё Заонежье – это музей под открытым небом»

– Андрей Витальевич, на какой срок рассчитана концепция развития «Кижей»?

– Концепция развития музея – это план действий на 10–15 лет как минимум. Это очень важный документ, потому что надо понимать, куда должен двигаться музей. Концепция прошла защиту в Минкультуры РФ и была признана успешной. Суть её, если коротко, в инфраструктурных преобразованиях как на территории музея, так и рядом с музеем. В охранной зоне речь идёт о более консервативной политике развития, в том числе приобретении новых экспонатов, создании интерактивных программ для туристов. На днях мы провели заонежский свадебный обряд, к примеру. Почему так интересно, когда такие традиционные обряды проводит именно музей? Потому что люди могут быть уверены, что это не шоу с элементами фольклора, а результат научных исследований, труда специалистов, которые в течение нескольких лет по крупицам собирали сведения о том, как такие обряды проходили в заонежских деревнях.

– То есть всё аутентично?

– Разумеется. И такие программы и экскурсионные продукты мы продолжим развивать на острове. В то же время вне охранной зоны, на материке планируем развивать гостиничную инфраструктуру, чтобы люди могли побыть на острове не всего лишь несколько часов, а переночевать, вернуться на следующее утро, остаться рядом с островом на два-три дня.

– Но ведь Кижи – остров всё-таки небольшой. Будет чем занять гостей в течение такого более длительного тура?

– Мы не случайно включили в концепцию понятие «Больших Кижей». По сути, всё Заонежье является музеем под открытым небом. Но слёзы на глаза наворачиваются, когда видишь, как медленно гибнут красивейшие объекты – традиционные дома, храмы. Те же постройки в деревнях зачастую вообще никому не принадлежат, владельцы умерли, уехали. Для того чтобы это наследие не исчезло, мы предложили, условно говоря, расширить границы музея – не территориально, а передав на баланс нашего учреждения ряд таких объектов. Это даст нам возможность реставрировать их, сохранять и открывать это наследие для туристов.

Андрей Нелидов, директор заповедника «Кижи»

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.