История над нами пролилась… Семья Пелагеи

Уже несколько месяцев в медиа-центре Балтийской медиа-группы работает выставка «История над нами пролилась…», посвящённая старшему поколению ленинградцев-петербуржцев. Одна из историй, о которой можно узнать на выставке или прочитать на интернет-сайте «Ленинградский альбом», – история семьи Пелагеи Герасимовой.

 

 

Фотографий, где были бы все дети Пелагеи, не сохранилось. Здесь с ней снялись только Яков, Ольга и Анна/

 

Уже несколько месяцев в медиа-центре Балтийской медиа-группы работает выставка «История над нами пролилась…», посвящённая старшему поколению ленинградцев-петербуржцев. Одна из историй, о которой можно узнать на выставке или прочитать на интернет-сайте «Ленинградский альбом», – история семьи Пелагеи Герасимовой.

Пелагея родилась в 1882 году в крестьянской многодетной семье Антиповых в деревне Сазоново, расположенной в Псковской губернии. В 19 лет вышла замуж за жителя соседней деревни Ивана Герасимова. Родители молодожёнов купили им участок земли в Петровском, где они и поселились. Иван и Пелагея построили дом и завели большое хозяйство. Правда, вскоре в их семье случилось несчастье: первый ребёнок умер в младенчестве. Но потом у Герасимовых родились ещё восемь детей, и все они росли здоровыми и полными сил.

Семья была очень зажиточной, и её раскулачили в 1927 году. Оставшись без крыши над головой и без средств к существованию, Герасимовы переехали в Ленинград. Там Пелагея и Иван устроились работать санитарами в Психиатрическую больницу № 3 имени 

И.И. Скворцова-Степанова, в те годы называвшуюся Третьей психиатрической больницей. Их старшая дочь Александра вскоре вышла замуж и подарила им первого внука, которого в честь дедушки назвали Иваном.

Городская жизнь казалась бывшим крестьянам тяжёлой, но, как и прежде, они помогали друг другу, родители заботились о детях, старшие дети – о младших… Новые несчастья начались во второй половине 30-х годов – сначала умер муж Пелагеи, а потом двух её старших сыновей, Петра и Якова, мобилизовали для участия в Финской войне. К счастью, оба брата вернулись с этой войны целыми и невредимыми, но радовались их родные этому недолго: началась Великая Отечественная, и Петра снова отправили на фронт, а Якова – в эвакуацию вместе с военным НИИ-24, где он тогда работал. Все остальные дети, кроме Александры и младшей Анны, тоже записались в армию.

Пелагея Алексеевна продолжала работать санитаркой. В её больницу свозили всех больных и раненых, перед тем как отправить их в эвакуацию, она всё время была переполнена. В первую блокадную зиму работы стало особенно много: все сотрудники, от главного врача до санитарок, ночевали в больнице и с трудом выкраивали время, чтобы немного поспать и поесть.

В это же время Анна с Александрой и её сыном Ваней, которому к тому времени исполнилось 14 лет, защищали Ленинград от бомбёжек: они дежурили на крышах домов и сбрасывали с них зажигательные бомбы. Сыновья Пелагеи, кроме Якова, воевали, а ещё одна из дочерей, Ольга, работала в военном госпитале с только-только появившимся в те годы рентгенологическим оборудованием.

А Пелагея Герасимова умерла 7 марта 1942 года, в день, когда её дочери Александре исполнилось 37 лет…

Мать большого семейства похоронили на Шуваловском кладбище, рядом с мужем. Земля в это время была настолько промёрзшей, что обессилевшие от голода дочери смогли закопать её тело совсем неглубоко. И только после войны дети привели могилу матери в порядок и стали навещать её вместе со своими детьми и внуками.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.