«Мы так трудно жили – но сколько же было счастья!»

Сегодня страна поздравляет с 85-летием знаменитую актрису Нину Ургант – народную, любимую.

 

 

Лучше всего Нина Николаевна Ургант чувствует себя за городом. Там, где берёзы, свежий воздух, сорняки и праздные растолстевшие коты. На даче, словом…

 

Сегодня исполняется 85 лет Нине Николаевне Ургант, народной артистке СССР, которую знают и любят несколько поколений россиян. Её-то уж точно можно назвать настоящей петербурженкой, хоть и родилась она на берегах Даугавы, а не на брегах Невы. Но она и Петербург – такие родственные души! И не раз она признавалась в любви к городу – до мурашек, до боли в сердце, до бессонных белых ночей…

Нина Ургант – это, конечно, фильм «Белорусский вокзал» – его в нашей стране смотрели почти все. Песню про «десятый наш, десантный батальон», которую пела актриса чистым, пронзительным голосом, исполняют часто, и не только 9 Мая.

Она рассказывала, что не хотела петь эту песню, а вместо неё предлагала «Синий платочек». И когда стала записываться – не получалось. Она так ругала себя, ей так стыдно было. А посмотрела на своих товарищей по съёмкам и вдруг заметила, что глаза у них мокрые…

О детстве. О войне

Перед самой войной семья Ургантов переехала в большую квартиру в латвийском городе Даугавпилсе. Но пожили по-человечески совсем недолго – началась война. Отец – советский офицер, чекист – ушёл воевать. Мать с детьми (старший Володя, который потом пошёл на фронт, Нина, Гера и грудная Галя), как только в город вошли немцы, перебралась в подвал. Скрывали, что отец на фронте. Соседи знали, но не выдали.

– Они пришли почти без выстрелов. Шли по дороге, ехали на мотоциклах, пели песни. Наши солдатики прятались во дворах с винтовочками, глаза безумные, – вспоминает Нина Николаевна. На всю жизнь она запомнила, как страшно тогда было. Во время бомбёжек. Или когда немец схватил за ноги еврейскую девочку и разбил её голову о телеграфный столб. Увидев это, она упала в обморок.

Счастье, что отец и брат вернулись с войны.

О тройке, которая не даёт ответа

В 1948 году с весьма посредственным аттестатом (пробелы в школьных знаниях были из-за войны) Нина Ургант отправилась покорять Ленинград. Подала документы в Политехнический, Педагогический и слесарную школу. Но шла мимо – и решила заглянуть в Театральный институт. В фойе стояла женщина, курила «Беломор». «А где здесь делают актёров?» – спросила у неё девушка.

Выяснилось, что два тура творческого конкурса уже прошли. Нина получила совет приходить на следующий год, но тут у неё спросили, откуда она приехала. То ли слово «Даугавпилс» оказалось волшебным, то ли Татьяна Григорьевна Сойникова, легендарный педагог Ленинградского театрального института, а это была она, что-то такое рассмотрела в абитуриентке, но она позволила ей прийти на третий тур.

Отрывок был выбран про русскую тройку, из Гоголя. «Вы всё нормально говорите, но вы не видите, как эта тройка несётся, не слышите, как звенят колокольчики…» – напутствовала её Сойникова. Нина пообещала: «Я услышу!» И когда дошла до финальных слов, закричала что было мочи: «Тройка, дай ответ!!!» Приложила руку к уху, прислушалась, выдержав паузу, и произнесла недоумённо: «Ну не даёт ответа!»

Комиссия, вспоминала будущая знаменитая актриса, лежала на столах и падала со стульев – от смеха. Но абитуриентку неожиданно приняли – «за необыкновенную непосредственность».

О том, как она вынесла на сцену самовар. Неудачно

Институт был благополучно окончен, и Нина Ургант по распределению оказалась в Ярославском драматическом театре. Там ей обрадовались – заболела статистка, и надо было срочно её заменить. Роль совсем крошечная: вынести на сцену самовар и в определённое время произнести: «Всё готово, пейте чай». – «Справитесь?» – спросили её. «Конечно! – сказала Нина. – Что тут сложного?»

– Поднялся занавес, я слышу реплику, подхожу к столу и слышу: «Поставь самовар!», – рассказывала Нина Николаевна. – И вдруг замечаю суфлёрскую будку. Я тогда не знала, что суфлёры в театре существуют. Наклонилась и сказала: «Мне ещё рано». Дали занавес. Через несколько минут спектакль продолжился, но уже без меня…

Видимо, за годы учёбы Нина Ургант так и не смогла избавиться от своей непосредственности.

О том, как она дописала Панову

Первую свою роль в кино Нина Ургант сыграла в замечательной комедии «Укротительница тигров» («НВ» подробно рассказало об этом, отметив 60-летний юбилей фильма). После этого предложения в кино не то чтобы посыпались, но стали появляться.

Вот наконец первая её главная роль. Это кино редко теперь показывают. А жаль. Фильм «Вступление» Игоря Таланкина, где главную роль сыграла Нина Ургант, в 1963 году номинировался на венецианского «Золотого льва». «Льва» не дали, но зато советской картине вручили специальный приз жюри. А также приз «Сан-Джорджио» Венецианского комитета культуры и цивилизации и ещё специальный приз жюри «За новаторство» МКФ фильмов для детей и юношества в Каннах.

Это шедевр советского кинематографа 60-х: тонкое, психологичное, эмоциональное кино. Нина Ургант играет мать подростка Володи, женщину, которая отчаянно ищет счастье, но так незадачливо, неумело…

Однажды Нину Николаевну Ургант спросили, какими словами похвалы она дорожит. И актриса сразу же вспомнила, как писательница Вера Панова, автор сценария, сказала ей: «Нина, вы замечательно работаете». Она возразила: «Это же вы написали!» Но Панова улыбнулась: «Нет, этого я не писала». В её рассказах мать Володи – женщина пустая, легкомысленная – словом, отрицательный персонаж. А у Ургант героиня получилась неожиданно беззащитной и трогательной.

После фильма «Вступление» последовала череда великолепных работ в кино. Люся в фильме «Я родом из детства», молодая женщина, получившая похоронку в день, когда кончилась война. Почтальон в поволжской деревне, улыбчивая Паша, которая помогает случайному знакомому и влюбляется в него («Люди как реки»). Анна Михайловна, мать двоих сыновей из фильма «Сыновья уходят в бой».

Вспоминается ещё алкоголичка Жукова в картине «Запомните меня такой». Вот встреча двух героев. Он (Олег Борисов) узнаёт в женщине, которая собирает бутылки, девчонку из своего двора. «А постарел ты, Андрюша, на улице тебя встретила – не узнала бы. Потрепала тебя жизнь…» Она в нелепой шапке, только что оттирала пустую бутылку полой своего грязного пальто. Сцену снимали без репетиций. Нина Ургант с первого раза сыграла так, что, когда выяснилось, что камера не работала, режиссёр Павел Чухрай закричал отчаянно: «Почему не снимали?! Какое вы имели право?!» – «Не переживайте, – успокоила его Нина Ургант. – Я сейчас повторю».

И повторила ещё лучше.

Об итальянских миллионерах и поношенной куртке

– Мы так трудно все тогда жили – но сколько же было счастья! На все сезоны у меня была единственная курточка, рукава такие обтрёпанные, что я всегда носила руки в карманах. И постоянно ощущала присутствие голода, – говорит Нина Николаевна.

На первый свой гонорар в кино она купила новую куртку и… пылесос. Ну зачем он был нужен, ведь и квартиры своей у молодой артистки тогда не было, она жила вместе с сыном в общежитии, но… Видимо, такое у неё было тогда представление о богатой жизни.

А богатую жизнь она всё же увидела одним глазком, когда приехала в Венецию вместе с Игорем Таланкиным, Сергеем Герасимовым и Григорием Александровым представлять картину «Вступление». Люкс в отеле «Эксельсиор». Завтрак в номер, привозимый вышколенным официантом на серебряной тележке. Приём у итальянского миллионера. Приглашение поиграть в казино (человек в штатском категорически запретил это). А на артистке – одна пара туфель, единственное, сшитое на «Ленфильме», платье. Были у неё в чемодане ещё светлые брюки: на этот писк моды была потрачена вся зарплата, но надевать ей их руководитель делегации настоятельно не рекомендовал, как непристойные для советского человека. Такое было время.

О королевах и фабричных девчонках

Она прослужила в театре 45 лет: сначала в Театре имени Ленинского комсомола, потом перешла в Александринский. Множество ролей, всех не перечислить.

Она играла вместе с Николаем Симоновым в спектакле «Перед заходом солнца». Чтобы попасть на этот спектакль, люди сутками стояли за билетами...

О своём знакомстве с великим актёром Нина Ургант, игравшая роль юной Инкен, которая влюбляется в пожилого Матиаса Клаузена, вспоминала:

– Я пришла и ничего не могла с собой поделать: сидит передо мной Пётр I, и всё. Он такой был выразительный, такой красивый...

В спектакле была сцена, где он мне объясняется в любви и должен меня поцеловать. Как только дело доходило до поцелуя, он меня отодвигает в сторону. Я и накрашусь, я и приоденусь, я и надушусь, а он всё равно меня в сторону. Я решила с ним выяснить отношения. Говорю: «Николай Константинович, почему вы меня не целуете? Я и так-то боюсь, а вы меня ещё и не целуете. Уже скоро зритель придёт!» А он: «Я не могу, у вас губы накрашены!»

…Как-то внук пожаловался ей, что работы много, устаёт. Она жалеть его не стала (не в её характере), но рассказала, как снималась в трёх картинах и играла в театре. Однажды съёмки были в Минске, а нужно было успеть на утренний спектакль в Ленинграде. Ей взяли такси. Ехавшая всю ночь, она, уставшая безумно, спектакль сыграла – и назад, на той же машине, в Минск. Ну как такое выдержать?

О друзьях. О настоящих мужчинах

В её квартире был стол на три доски. Он редко стоял в собранном виде, потому что постоянно приходили, приезжали гости – столько было друзей, и места за столом на всех не хватало.

Часто бывал Владимир Высоцкий, с которым она подружилась на съёмках фильма «Я родом из детства». Однажды, когда он пел свои песни, она выглянула во двор, а там человек тридцать стоят, головы задрали. Она говорит: «Посмотри, сколько народу!» А Высоцкий ответил: «Посмотри, какие глаза у твоей собаки!» Ему было всё равно, кому петь.

Гитара, которую он терзал тогда, сейчас у Ивана Урганта.

Если с мужьями ей в жизни не очень повезло, то с друзьями – на все сто. Но двух мужчин, которые всегда рядом с нею, она называет «настоящими»: сын Андрей и внук Иван, действующие представители актёрской династии, родоначальницей которой она стала.

Иван Ургант называет её Ниной – она сама ему сказала: «Ну какая я тебе бабушка! Ещё чего!» И хвастается:

– Когда я был маленький, мне завтрак в постель подавала народная артистка СССР, лауреат Государственной премии. И ещё – у неё, единственной из всех моих родственников, был цветной телевизор «Рубин».

 

Ну надо же! Ну разве я думала тогда, на съёмках, что у меня что-то получится? Лишь бы только сыграть и не помешать великим актёрам… Разве могла тогда представить, что эти фильмы будут столько лет смотреть?

Нина Ургант

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.