В постели с современным искусством
В Финляндии подошёл к концу Хельсинкский фестиваль
Отель на один-единственный номер, который вырос вокруг «Морской нимфы», забронировали на все даты в первые же часы.
Соседи завершают марафон искусств, собравший туристов со всех концов света. Впереди – только выступление блистательного дирижёра Даниэля Баренбойма с Берлинской государственной капеллой. 7 сентября они исполнят Восьмую симфонию Шуберта и музыкальную поэму Штрауса «Жизнь героя». Но некоторые выставки на улицах и в музеях города ещё можно посмотреть.
В дни фестиваля финская столица преобразилась: на улицах стало больше туристов, в том числе из дальних азиатских стран, а на улицах стали встречаться неожиданные объекты. И жители города оценивают их появление по-разному.
Например, писающий мальчик, а точнее, восьмиметровый розовый великан со стыдливой мордашкой, объявившийся на Торговой площади возле паромного терминала, пришёлся по нраву далеко не всем. Юноша, которого автор – финский скульптор Томми Тоя – назвал Bad bad boy («Плохой, плохой мальчик!»), действительно выглядит неоднозначно. Но все вопросы отпадают, когда начинаешь знакомиться с творчеством Томми Тоя поближе – благо его выставка сейчас как раз проходит в Художественном музее Амоса Андерсона в самом сердце города (она будет открыта до 27 октября).
Первая мысль, которая возникает, когда заходишь в огромный зал, наполненный целой армией, прямо скажем, уродливых глиняных человечков, – что их создатель не дружит с головой. Потому что есть что-то маниакальное в том, в каких количествах он лепит своих мальчиков (их более сотни!) и какими он их показывает.
Томми – спокойный тихий юноша с бритой головой – морщит лоб, когда его расспрашиваешь о концепции. Объясняет неохотно, а зря: толкование в корне меняет отношение к увиденному. Оказывается, его герои – это то, какими мы все, люди, чувствуем себя изнутри. Это наше ощущение себя, наше душевное состояние. Потому, если приглядеться, персонажи, которые выходят из рук скульптора, очень похожи друг на друга и в то же время неповторимы – а самое главное, у них у всех добрые глаза.
Кстати, появление большого писающего мальчика – не единственное событие, изменившее панораму гавани Хельсинки. Ещё там появилась большая чёрная коробка – с неожиданным сюрпризом внутри.
Томми Тоя и его писающий мальчик после окончания выставки в Хельсинки отправятся дальше по Европе.
Чёрная коробка с вывеской «Отель Манта» – на самом деле проект японского художника Тацу Ниси, который знаком посетителям «Манифесты» в Эрмитаже. Те, кто заходил этим летом в Зимний дворец, наверняка видели неподалёку от Иорданской лестницы, наверху, избушку, возведённую из досок с облетающей краской, прямо в одном из залов. Самые любопытные даже поднимались наверх, заходили внутрь. И обнаруживали там, в интерьерах обычной советской квартиры (с классическим мебельным гарнитуром, фрагменты которого сохранились, думаю, в большинстве семей), роскошную эрмитажную люстру. Люстру никто не трогал, она висит на своём месте – а домик с интерьером был выстроен вокруг неё. Так вот, точно такой же проект показал японский художник и в Хельсинки. Только вместо эрмитажной люстры «в национальный интерьер» с обоями, украшенными героями Калевалы и видными деятелями финской истории, включая нашего Александра II, попала статуя фонтана – Хавис Аманда.
В Финляндии художник пошёл в своём эксперименте гораздо дальше Петербурга. Аманда его усилиями оказалась точнёхонько посреди… двуспальной кровати гостиничного номера. Как тут не вспомнить «Формулу любви»! Особенно с учётом того, что гостиничный номер действительно сдаётся (в нём есть всё необходимое, включая санузел). Днём сюда ходят туристы и прочие любители искусства, а ночью – заселяется постоялец. Любители острых ощущений забронировали все ночи до окончания экспозиции в первые же часы, благо стоило это не так дорого, как могло бы, – 130 евро за ночь. Правда, как рассказывал первый обитатель этой «коробочки в воздухе», спать со скульптурой очень неуютно, несмотря на шикарный вид на Финский залив из окна.
«В заключении» Аманда будет находиться до 12 октября. Многие горожане возмущены тем, что, по сути, на это время город лишился одной из своих любимых достопримечательностей (войти в отель можно лишь за деньги). А другие философски замечают: когда эта статуя появилась, многие возмущались её наготе, а теперь же, когда она от глаз скрыта, – люди снова недовольны. На всех не угодишь!