«Не люблю мечтать»
Актриса Илона Маркарова захвачена темой революционеров и создаёт трилогию на сцене
То, что одни называют хамством, Илона Маркарова считает искренностью: главное – не терять чувства юмора.
Илону Маркарову, актрису «Театро Ди Капуа», трудно не запомнить. Таких лиц в Петербурге немного, кажется, что эта молодая женщина соткана из страсти, любви, огня, азарта. Она одинаково хороша и в «Монологах вагины», и в «Марии де Буэнос-Айрес», и в «Медее»… Речь о спектаклях «Театро Ди Капуа», где Илона является и актрисой, и помощником режиссёра, и сопродюсером.
Назначаем встречу в кафе, поближе к дому Илоны Маркаровой, на Разъезжей. И вот она возникает – с ярким взглядом и копной тёмных волнистых волос. Илона независима в суждениях, при этом мягка, деликатна и женственна.
– Илона, сегодня ваше имя можно встретить не только на афишах «Театро Ди Капуа» – вы вышли в иные пространства Петербурга. Не так давно в литературно-театральном празднике в Александровском саду, посвящённом 200-летию Михаила Лермонтова, вы принимали самое активное участие. Это был ваш проект?
– Нет, идея не моя. Меня позвал Александр Платунов – мой любимый педагог из Театральной академии, которого я очень уважаю. Искали царицу Тамару – и, наверное, я, по его мнению, подходила к образу, который создал Лермонтов. Платунову удалось сделать очень креативный, живой проект. Я ему очень благодарна и за то, что в бытность его директором Мюзик-холла именно он разрешил играть «Монологи вагины» на Малой сцене. Многие наверняка помнят, с каким скандалом утверждался спектакль в Петербурге.
– Какова сегодняшняя судьба «Монологов…»?
– Мы будем играть в Петербурге спектакль 22 и 29 октября, а также 13 и 20 ноября. Теперь мы реже показываем его дома. Недавно возили в Одессу и Киев. Играем с успехом в зале и на 400, и даже на 1000 мест.
– Идея до сих пор актуальна?
– То, что мы играем «Монологи…» уже десять лет, и залы практически всегда полные, и уходит всегда какой-то небольшой запрограммированный процент зрителей (а сыграли мы уже 500 спектаклей), говорит о том, что тема всё так же актуальна. Материал, талантливо поданный французской писательницей Ив Энцлер, живущей сейчас в Нью-Йорке, на основе подлинных историй женщин по-прежнему волнует общество. Если в центре бывшей Югославии 20 тысяч женщин были подвергнуты насилию на глазах у всего мира и никто не вступился за них – разве может это не трогать?
– Напряжённые отношения Украины с Россией не сказываются на гастролях?
– Мы возили не только «Монологи…», но и спектакль «Медея». Я не заметила плохого отношения ни со стороны актёров, ни со стороны зрителей. Одна наша актриса была очень агрессивно настроена против Украины. И мы с ней расстались. Мне кажется, это нечестно – приезжать в страну, которую ты ненавидишь.
– Новая работа вашего театра «Жизнь за царя» уже наделала много шума в городе. В чём необычность этого спектакля?
– Мы играем его в очень небольших пространствах – на квартире, в подвале в галерее, а 20 сентября сыграем в редакции журнала «Звезда». Нас пять актёров, каждый играет по несколько ролей. Спектакль представляет собой сходку народовольцев на конспиративной квартире. Встречают новый 1881 год. Поют романсы, цыганские песни, выступает даже мексиканское трио. Андрей Жуков, не актёр, а врач по профессии, читает в начале постановки письмо Льва Толстого Александру II и кусочек из биографии Достоевского. Драма народовольцев состояла в том, что они ради своей родины заведомо шли на смерть. В нашем спектакле все народовольцы ещё живы. Но в течение нескольких лет они все будут арестованы, повешены, расстреляны. Софья Перовская будет первой женщиной в России, к которой применят смертную казнь, – её казнят в Петербурге. Кто-то из них, находясь в этой комнате на вечеринке, читает своё последнее письмо маме. Или говорит последнее слово на суде. Мы намеренно сгустили события, включив и будущие истории.
– Почему вы взялись за эту сложную тему?
– В ходе моих поисков, совершенно не относящихся к народовольцам, я натолкнулась на фигуру Веры Фигнер, прочла её воспоминания. Меня поразила эта женщина – своими идеями, своей честностью, убеждённостью. Я стала читать про остальных. В моём сознании тогда было, что это какие-то безумцы, которые убили царя. Когда я погрузилась в материал, я поняла, что это никакие не безумцы, а честные ребята, которые долгое время провели среди народа, и не за славу, не за деньги, а именно с целью помочь людям. Я поняла, почему они перешли к террору. Они же прекрасно понимали, что убийство царя ничего не изменит. Придёт другой – Александр III. Но таким образом они давали понять власти, что есть в России противоборствующая сила, что реформы должны проводиться последовательно, а не так, что народу после освобождения от крепостничества стало только хуже. Стоит прочесть душераздирающие воспоминания той же Веры Фигнер. Она, дочь помещиков, по-другому представляла себе народ, она вспоминала свою крепостную няню, добрых и честных крестьян. И вот она едет в деревню и видит вырождающихся людей, которые не умеют ни читать, ни писать, живут животными инстинктами, с невероятным количеством болезней. И эта девушка из благородной семьи, вернувшись из Швейцарии, начала лечить, образовывать народ.
– Ваши взгляды изменились в процессе работы? И как шла работа, кто вам помогал?
– Конечно, я очень многое узнала за эти два года – роясь в интернете, в том числе на сайте «Народная воля», которым занимается уникальный человек Роман Каменецкий. Я выписывала редкие книги. В качестве консультантов выступили историк Лев Лурье и петербургский поэт Алексей Никонов, который писал монологи для «Медеи». Мы много спорили, принимая и отвергая разные трактовки поведения народовольцев. Их можно представить и в образе ангелов, и в образе чертей бешеных. Но я, как актриса, должна была любить и оправдывать их, восхищаться. У нас образовалось 70 страниц текста прямой речи, которую мы с Джулиано Ди Капуа, который выступил в качестве режиссёра, вместе отсеивали, выбирали лучшее. И плакали над всеми этими трагическими историями. Потом появились актёры. Опытным путём текст стал формироваться. Под влиянием личностей – актёрских и исторических – всё и сложилось.
– Чем роднится «Жизнь за царя» с предыдущей вашей работой – «Медеей»?
– Это логическая цепочка. Медея тоже революционерка, которая подожгла город, в котором живут обыватели, безразличные к нему. Народовольцы несли похожую идею.
– Почему в вас вдруг проснулся такой революционный настрой?
– Не знаю. Может быть, из-за того, что не люблю несправедливость. И притеснения. Я выросла в Тбилиси, но я не грузинка, я армянка. На мою юность пришёлся приход к власти президента Гамсахурдиа, тогда бытовали такие лозунги: «Стыдитесь негрузинских матерей!» Я всё время слышала в свой адрес: «Ты армянка, но ты хорошая девочка». Или: «Ты хорошая девочка, но жаль, ты армянка!» Ладно бы это говорили чужие люди, но когда твои одноклассники или друзья такое твердят, это страшно! Мой папа, мастер спорта по вольной и классической борьбе, полковник, прослужил 25 лет в Советской армии, руководил кафедрой физической подготовки в Тбилиси в артиллерийском училище. И вот когда сформировалась грузинская армия, ему сказали: «Ты же понимаешь, что армянин не может быть первым руководителем первой кафедры грузинской армии». Это никогда не уложится в моей голове – что человек «плохой» только из за своей национальности. И я надеюсь, что когда-то и на эту тему спектакль будет в нашем театре. Вот потому мои родители, и бабушка, и я уехали в Петербург.
– Здесь этих проблем было меньше?
– Не сказать, что всё было гладко. Здесь в качестве раздражителей выступают люди других национальностей.
– Вам нравится жить в Петербурге?
– Это самый лучший и красивый город на земле. Тут живут прекрасные люди.
– Вы так видите? Или стараетесь видеть лучшее?
– Нет, это так и есть. Я убеждаюсь в этом каждый день.
– Вам нравится, как с вами разговаривают на улице, в парадной, кафе, магазине?
– По-разному бывает. Но одно точно: кто-то называет это хамством, а мне кажется, что это искренность. Главное – в самых неоднозначных ситуациях не терять чувство юмора.
– Чем вы сейчас заняты?
– Следующим проектом. Это опять из истории нашей страны. Тема, начатая в «Медее», в «Жизни за царя», будет продолжена. Возможно, получится трилогия. В центре будет потрясающая героиня, история обещает быть ещё более мощной и запутанной. Материалы ищу в магазинах старой книги, удалось в интернете раздобыть редкий экземпляр на эту тему.
– Вы всё время в работе. А есть ли дни, когда вы, допустим, занимаетесь шопингом?
– Конечно! Нас целая компания людей, которая обожает старьё. И мы ходим по магазинам, по секонд-хендам. Всё, что на мне надето, – это стопроцентный секонд-хенд.
– Вы не стесняетесь об этом говорить?
– Нет, конечно. Вчера весь день провели с друзьями в подвале на Маяковского, потом на Марата. Наш новый спектакль «Жизнь за царя» – он с блошиного рынка на Удельной, из комиссионок.
– Вы любите собирать старые вещи?
– В быту я минималистка. Всё выбрасываю. Собираю и храню только очень красивые старинные вещи, даже не связанные с моей личной памятью. Может быть, с чьей-то. Они меня радуют.
– Чего хотите в жизни?
– Поставить новый спектакль. Но я не люблю мечтать.
– А славы и денег хотите?
– Нет. Это не самоцель. Я думаю так: пусть денег будет столько, чтобы это давало возможность жить. А главное, чтобы рождались новые идеи.
Бабушка была самой моей близкой подругой, я доверяла ей все свои секреты. Она хотела быть актрисой, вот потому и завещала, чтобы ею стала я. Моих успехов она не успела увидеть. Хотя, мне кажется, она всё знает и я постоянно получаю её благословение.
Илона Маркарова, актриса