«Странная музыка XVIII века» и стихиры Ивана Грозного
В Петербурге открылся XVII Международный фестиваль Earlymusic. Первым концертом, который открыл череду программ старинной музыки, стал вечер «Памяти павших в Великой войне». Хоть Earlymusic специализируется на произведениях, созданных гораздо ранее этих событий, в этом году его решили посвятить 100-летию начала Первой мировой и 250-летию Эрмитажа.
В Петербурге открылся XVII Международный фестиваль Earlymusic. Первым концертом, который открыл череду программ старинной музыки, стал вечер «Памяти павших в Великой войне». Хоть Earlymusic специализируется на произведениях, созданных гораздо ранее этих событий, в этом году его решили посвятить 100-летию начала Первой мировой и 250-летию Эрмитажа.
Начиная рассказ о том, что изменилось в жизни Earlymusic в этом году, бессменный худрук Андрей Решетин объявил о том, что у фестиваля наконец появился директор. И устало добавил, что после ухода Марка де Мони несколько лет назад эту функцию исполнял он сам, а директор он «нулевой» – «но зато очень хороший художественный руководитель». И скрипач. Теперь фестиваль в его финансово-распорядительной части возглавит Николай Янкин. Тот первым делом заявил, что фестиваль берёт курс на молодёжь как часть социума, наиболее открытую всему новому. А новое, как известно, – это хорошо забытое старое, что в полной мере отражает суть явления Earlymusic.
«Хорошо забытое» в этом году будет происходить из стран Западной Европы (традиционное для фестиваля направление) и нашего отечества. Уже сегодня в Феодоровском соборе петербуржцам предстоит услышать кантату Джузеппе Сарти – придворного капельмейстера Екатерины II – в исполнении «Солистов Екатерины Великой», альтиста Андрея Пенюгина и хора Феодоровского собора. Концерт благотворительный, а потому вход свободный (начало в 20.30).
Проголосовав на выборах с утра пораньше 14 сентября, петербуржцы могут отправиться в Гатчину, причём на целый день. Там пройдёт сразу несколько мероприятий: от концерта к 300-летию К.Ф.Э. Баха в 12.00 в Александровской гостиной до показа французского барочного театра в Александровской приёмной в 19.00 с участием музыкантов из Бордо и французского комедианта Тьерри Пето (прозвучат кантаты Рамо). Не менее насыщенная программа и в середине дня: в 13.00 актёр Даниил Ведерников представит программу «Художественная Москва Алексея Михайловича: частные коллекции семьи Виниусов, барочный театр Симеона Полоцкого». По словам Андрея Решетина, над этой программой он работал полгода. Пять двустиший Симеона Полоцкого звучат всего по несколько секунд, но по сути являются маленькими представлениями с кардинально отличающейся от сегодняшней системой звуков и жестов. Увидеть и услышать такое сегодня в театрах России невозможно.
Зазвучит в Гатчине и русская музыка – московское многоголосие XVI века в исполнении вокального ансамбля Евгения Скурата, а также стихиры Ивана Грозного. Этот концерт начнётся в 17.30 в Мраморной столовой.
А в павильоне Венеры в 15.00 пройдёт ещё один необычный концерт – «Экспериментальное барокко. Странная музыка первой половины XVIII века». Там выступит виолончельный дуэт – Павел Сербин и Александр Гулин. Музыканты исполнят первую виолончельную музыку, какая известна, – Иоганна Себастьяна Баха и его предшественника в этом направлении Якоба Кляйна-младшего.
– Представьте, что вы очутились в XVIII веке на концерте. Всё то, что там вам показалось бы необычным по сравнению с сегодняшним исполнением, вы услышите на нашем концерте, – обобщил Решетин.
Главным событием фестиваля обещает стать концерт в Капелле 17 сентября: всемирно известный контртенор Франко Фаджоли исполнит арии из опер Никола Порпора, композитора начала XVIII века.
Также в программе Earlymusic – выступление молодого, но талантливого французского ансамбля Concordia 19 сентября в Эрмитаже и арии из неаполитанских барочных опер в исполнении итальянских музыкантов 19 сентября в Капелле.
Планировались в составе фестиваля и другие уникальные события, которые бы познакомили петербуржцев с неизвестными для них доселе инструментами, – один из таких концертов должен был пройти в Ораниенбауме, и его должен был финансировать Минкультуры. Однако министерство, по словам Андрея Решетина, в итоге денег не выделило.
– Они просто далеко и не могут ходить на наши концерты. По незнанию, – развёл руками музыкант.