«Просто финишировать – уже была победа»
Внук мастера спортивной ходьбы Павла Казанкова рассказал «НВ», как его дед, превозмогая боль, преодолел дистанцию на Олимпиаде в Хельсинки
Павел Казанков и сегодня переживает за наших легкоатлетов, как если бы сам продолжал выступать.
В истории советского спорта едва ли не каждый атлет был героем, хотя не всем посчастливилось стать знаменитыми. Сегодня «НВ» рассказывает об одном из таких людей – мастере спортивной ходьбы Павле
Казанкове, участнике Олимпиады 1952 года.
Андрей Казанков:
– Многие спортсмены больше переживают из-за своих поражений, чем радуются победам. Эта истина распространяется и на моего дедушку, Павла Семёновича Казанкова, мастера спортивной ходьбы, выступавшего в сборной ССССР в 1950-е. До сих пор он иногда просыпается с мыслью: «Ёлки-палки, а ведь я мог стать чемпионом Европы».
Дело было 60 лет назад на чемпионате Европы в Швейцарии. Казанков был в расцвете сил, в лучшей, по его словам, форме в своей жизни. Перед официальными соревнованиями он выиграл так называемую прикидку на дистанцию в 50 километров. И не просто выиграл, а показал результат, превышавший мировой рекорд. Однако эта сенсация не прошла даром Казанкову. Как написал автор «Истории пешеходного спорта в России» М.Б. Соколовский: «С первых же метров он (Казанков) попал под жёсткую опеку судей по стилю». Судьи по стилю, о которых идёт речь, следят за техникой ходоков, а конкретно за тем, не переходят ли они на бег. А реалии спортивной ходьбы таковы, что за кем пристально следят, тому, как правило, и выдают предупреждения.
– Ходьба – это технический вид спорта, судьи принимают решения, и ты ничего не можешь поделать. Так же как в гимнастике и в фигурном катании, – констатировал Павел Казанков, вспоминая чемпионат Европы 1954 года.
Для него он закончился безрадостно. Почти сразу он получил первое предупреждение и был вынужден во избежание дисквалификации демонстративно «вышагивать», отставая от лидеров. Однако эта тактика ему не помогла. Задолго до финиша Павлу показали красный флаг и сняли с дистанции. Утешением было только одно – победа досталась другому ленинградцу, партнёру по сборной СССР Владимиру Ухову. Вместе они выступали и на чемпионате Европы 1954 года в Швейцарии, и на Олимпийских играх 1952 года в Финляндии.
Воля к победе, готовность сражаться до конца – эти качества отличали Павла Казанкова
Хельсинкская Олимпиада стала первой для советских спортсменов, долго и целенаправленно готовившихся, наконец, показать себя миру. Готовились и руководители советских команд и делегаций. Они решили сшить ходокам новую специальную обувь. Впрочем, Владимир Ухов и Сергей Лобастов не рискнули выступать в ней. Не хотел переобуваться и Павел Казанков. Но его старые, обхоженные ботинки продырявились, и поэтому сверху была дана команда «не позориться» и выступать в новой обуви, которая, в общем, была отличная. Кроме одной детали. Кожаная стелька вызывала скольжение стопы и стирание кожи, что привело к кровавому, в прямом смысле слова, результату. Примерно на 25-м километре из первого ботинка стала вытекать кровь, а ещё через пять километров и из второго. К концу дистанции Казанков уже просто хлюпал ногами в крови, оставляя на трассе пугающие следы. Боль была неописуемая. Само собой разумеется, что показать приличный результат в таких условиях было невозможно. Просто финишировать – это уже была победа.
– Я смотрел на стога финского сена, мимо которых мы шли, и думал – вот бы сейчас просто лечь в один из них и больше никуда не идти, – вспоминал Павел Семёнович.
Но он продолжал идти – на одной силе воли и подбадриваниях тренера и других товарищей по команде. «Потерпи, Пашенька!» – просили они его. И он дотерпел до финиша, где его уже положили на носилки. Лобастов и Ухов заняли пятое и шестое места. Как говорил Казанков, кто знает, если бы он, как обычно, шёл с ними вместе, в тройке, подбадривая друг друга, может, один из них и выиграл медаль.
Таким образом, два главных старта в спортивной карьере Павла Казанкова закончились наиобиднейшим образом. Он не стал ни чемпионом, ни призёром международных соревнований. Но зато в его карьере есть чемпионат СССР и победа в первенстве РСФСР.
Павел Семёнович Казанков родился в 1926 году в деревне Дмитриевка Благовещенского района Башкирской АССР. Юность во время Великой Отечественной войны провёл за станком. Затем учился в техникуме в Уфе, а в выходные колол дрова и посылал заработанные этим деньги родителям. В техникуме же начал заниматься лёгкой атлетикой: начал с бега, но после серьёзной травмы переключился на спортивную ходьбу. В первом же своём официальном выступлении побил рекорд Башкирии.
Вскоре за талантливого спортсмена стали бороться большие города – Киев и Ленинград, где Павел и оказался, поступив в Институт физической культуры и спорта имени Лесгафта. Закончив его, последующие четыре десятилетия работал преподавателем в Кораблестроительном институте. Там он подготовил будущего чемпиона страны и заслуженного тренера СССР Сергея Бондаренко.
Детям и внукам Павла Семёновича удалось унаследовать частицу его спортивного таланта. Сын Дмитрий был футболистом. Двое старших внуков играли за сборную Петербурга по баскетболу. А старшая внучка отметилась и в баскетболе, и в любимой дедушкой лёгкой атлетике. Только не в спортивной ходьбе, а в прыжках в высоту. Ещё одной внучке, четырёхлетней Варваре, недавно предсказали участие в Олимпийских играх – так она резвилась на игровой площадке. Кто знает, может быть, именно ей и суждено когда-то догнать и перегнать дедушку, никогда не пропускающего телетрансляций крупных спортивных турниров.