В новый сезон Александринского вмешалась политика
Костюмы к спектаклям «Воспоминания будущего» воссозданы по эскизам Александра Головина.
Александринский театр по традиции открывает новый сезон одноимённым фестивалем. Однако без потерь не обошлось: Польский театр народовы уже в сентябре отказался приехать «по причинам, не связанным с творческим процессом». Впрочем, если больше ничто не помешает и остальные коллективы до Петербурга доберутся, их визит будет стоить очень многого. Достаточно сказать, что среди прочего речь идёт о гастролях шекспировского «Глобуса» – одного из самых популярных театров мира.
Фестиваль распахнёт двери для публики 19 сентября. И в первые же дни (19–21 сентября) зрителей ждёт премьера – художественный руководитель коллектива Валерий Фокин поставил спектакль «Воспоминания будущего» по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года. В какой-то степени здесь присутствует элемент реконструкции (речь идёт о четырёх картинах), но в то же время это не она.
– Задумывая эту акцию, мы не ожидали, насколько это окажется увлекательным и трудным, – поделился Валерий Владимирович в преддверии премьеры. – В декорации Головина, в «партитуре» Мейерхольда нельзя играть так, как играют сегодня. А это другая школа, другой способ существования. И в своё время из молодых артистов, наоборот, выбивали, чтобы они так не играли! И когда мы залезли в это, актёры удивились: «Неужели мы теперь так играть будем?» Не-не-не! Просто этот спектакль – особая история.
Сразу же за этой премьерой в театре последует другая, уже на новой сцене: экспериментальная площадка постепенно перетягивает «одеяло» зрительского внимания на себя. Там 26–28 сентября можно будет посмотреть спектакль «Теллурия» в постановке Марата Гацалова (это его первый спектакль в ранге главного режиссёра новой сцены) по роману Владимира Сорокина. Будет ли автор на премьере, пока неизвестно, но событие в любом случае не останется незамеченным: всякое явление произведений Сорокина на театральной сцене сопровождалось скандалом. Музыку для спектакля написал известный петербургский композитор Владимир Раннев.
Также в программе фестиваля – гастроли французской «Вивариум студио» с постановкой Swamp Club на новой сцене (2–3 октября). Коллектив впервые приезжает в Петербург. 9 и 10 октября Венгерский национальный театр на основной сцене покажет две постановки своего художественного руководителя Аттилы Виднянского. 9 октября это будет «Йоханна на костре», а 10 октября – «Человек крылатый». Ожидаются и гости из Москвы – МХТ им. Чехова 18 и 19 октября покажет и расскажет «Сказку о том, что мы можем, а чего нет» современного драматурга Михаила Дурненкова (это также постановка Марата Гацалова).
Но самым ожидаемым будет визит британского «Глобуса». Гости привезут работу Доминика Дромгула, занимающегося реконструкцией шекспировских спектаклей, – «Сон в летнюю ночь». В спектакле использованы исторические костюмы и сценические приёмы театра эпохи Возрождения.
Рассказывая о программе 8-го фестиваля, Валерий Фокин намекнул, что в общих чертах может поделиться и программой следующего. А она в свою очередь удивит и порадует восточным акцентом: в Петербурге ждут коллег из Китая и Японии.