Западная система мироустройства исчерпана
Миропорядок, сложившийся после холодной войны и просуществовавший уже 20 лет, выработан. Это чувствуют все
Миропорядок, сложившийся после холодной войны и просуществовавший уже 20 лет, выработан. Это чувствуют все. Есть два главных показателя, свидетельствующих об этом: неспособность Запада справиться с мировым кризисом и нарастание «областей хаоса». В первую очередь я имею в виду «арабскую весну» и победное шествие «Исламского государства». Конечно, можно говорить, что это часть геополитической игры Запада. Но, знаете, когда человек шлёпается в лужу, он тоже всегда может сказать, что ему «просто захотелось полежать». Америка и Европа явно не справляются с тем хаосом, который нарастает в мире.
То есть западная система мироустройства исчерпана. А когда система истощена, в какой-то момент и на каком-то участке, предугадать который очень трудно, происходит прорыв. Кто-то ломает старые правила. И сейчас этим «взломщиком» стала Россия. Но Запад ведь не может спокойно смотреть, как рушится установленный им порядок. И в результате Россия сегодня оказалась в кольце врагов.
Эту реальность можно рассматривать в двух аспектах: геополитическом и аспекте нынешнего российского национального сознания. Главным фактором стало то, что Россия сейчас оказалась в геополитическом одиночестве. У неё фактически нет союзников. Даже её коллеги по Евразийскому экономическому сообществу не одобряют действий своего главного патрона. Они не критикуют нас, так как тесно связаны с нами экономически, но и не одобряют.
На другой стороне, то есть на стороне Запада, с которым Россия вступила в открытую конфронтацию, стоят экономические гиганты: Соединённые Штаты Америки, Евросоюз, сюда же стоит добавить Канаду, Австралию и Японию. Мы видим, что для России ситуация складывается далеко не лучшим образом.
Впрочем, Россия уже не в первый раз в своей истории оказывается в геополитическом одиночестве. В подобной ситуации она оказалась к концу царствования Николая I – тогда это одиночество закончилось Крымской войной и поражением России. В другой раз Россия осталась одна против всего Запада после Октябрьской революции 1917 года. И прорвать эту изоляцию нам удалось только после Второй мировой войны, когда СССР начал налаживать интенсивные контакты с Европой.
Может ли страна устоять в такой ситуации? Может ли Россия выдержать те санкции, которые накладывает на нас Запад сегодня? Для начала нужно сказать, что те санкции, которыми Россия отвечает Западу, для него абсолютно несмертельны. В США этих санкций вообще не заметят, для Европы они несколько неприятны, но жить можно. А вот западные санкции против России – другое дело.
Пока россияне в большинстве своём рассматривают санкции лишь как меры, принятые против богатых людей. Ну не будут они ездить отдыхать в Европу, ну потеряли они часть своих зарубежных капиталов, что с того простому россиянину? На самом деле всё не так.
Нынешние санкции можно сравнить с хронической формой болезни, ведь если острую форму видно сразу, то «хронь» до поры остаётся незаметной. Есть, например, хронические формы отравлений. Когда человек получает ядовитое вещество в очень малых дозах, первоначально это никак не сказывается, нет никаких признаков заболевания. Но проходит полгода, год, и начинается одышка, частое сердцебиение, упадок сил – организм разрушается.
И мне кажется, что те санкции, которые Запад сегодня наложил на Россию, в настоящий момент, конечно, не смертельны, но они обладают большим кумулятивным эффектом, который рано или поздно скажется негативно на всей нашей экономике. Мне кажется, что наша конфронтация с Западом установилась надолго. И на каждый наш шаг, ему неугодный, он будет вводить всё новые санкции, а противостояние будет постоянно усиливаться.
Есть ли выход из этой ситуации? Мне трудно судить стратегию, избранную российской властью, но, кажется, она делает ставку на Азиатско-Тихоокеанский регион. Это – «дрейф на Восток», переключение туда наших промышленных и торговых связей. Насколько это компенсирует нам потерю западного экономического рынка – покажет время. Россия оказалась в тревожном положении, но в истории бывали случаи, когда страна побеждала даже в самой безнадёжной ситуации. Это происходит редко и лишь тогда, когда стране удаётся сплотить все силы вокруг какой-то национальной идеи. Есть ли сегодня у нас идея, ради которой можно пожертвовать всем? Ближайшее будущее это покажет.