Достроить нельзя разрушить – 2

«НВ» продолжает путешествия по заброшенным стройплощадкам Петербурга. На очереди – строительные жертвы мирового финансового кризиса 2008 года

«НВ» продолжает путешествия по заброшенным стройплощадкам Петербурга. На очереди – строительные жертвы мирового финансового кризиса 2008 года

«НВ» уже рассказывало о судьбе зданий, строительство которых забросили в 1990-е годы («Достроить нельзя разрушить?» от 5 августа 2014). Но оказывается, подобная история повторилась со многими объектами и относительно недавно – после кризиса 2008 года. Тогда из-за сложной финансовой ситуации массово остановились строительные проекты. Больницы, школы, научно-исследовательские институты, жилые дома, спортшколы и другие объекты на время зависли в виде скелетов из перекрытий. За прошедшие шесть лет ничего не изменилось – начатые в середине 2000-х и незавершённые стройки до сих пор «украшают» улицы северной столицы.

 

Жилой дом у реки

 

 

Многие жители окрестностей станции метро «Приморская» уже привыкли к синему забору, который отнял у них берег реки Смоленки между Наличным и Ново-Андреевским мостами. Постановление о строительстве здесь, вдоль улицы Беринга, гостиничного комплекса вышло ещё в далёком 2002 году.

Тогда на месте нынешней «стройплощадки» находилось отделение милиции, очевидно послевоенное. В 2005-м его снесли. В 2006-м началось строительство. Несмотря на то что в постановлении объект назывался гостиничным комплексом, на проектных иллюстрациях красовался 16-этажный жилой дом.

Но к моменту кризиса инвестор проекта компания «Питер-констракшн» («дочка» ИВИ-93) смогла выполнить только фрагменты фундаментов. В 2010 году тогдашний губернатор Валентина Матвиенко требовала отобрать землю.

– В 2002, 2003, 2004 годах тоже был кризис? Зачищайте поляну. Такие постановления должны быть отменены, – говорила она.

«Поляну» зачистили, но ненадолго. После выступлений дольщиков жилого комплекса «Охта-модерн» на Большеохтинском проспекте, другого брошенного объекта ИВИ-93, вдруг возник «Питер-констракшн» и предложил достроить «Охта-модерн» в обмен на… участок на улице Беринга. И этот ультиматум Смольный выполнил: в мае 2014 года чиновники продлили срок строительства «гостиничного комплекса» до конца 2016 года.

 

Многофункциональный комплекс

 

 

Сейчас Балканская площадь в Купчино имеет самую большую торговую плотность. Там нет живого места, не занятого продажей продуктов и одежды. Но если бы не кризис, то торговых центров там было бы ещё больше.

Вдоль Малой Балканской улицы рядом с Дунайским путепроводом начали строить комплекс под названием Quattro. Проектом занималась турецкая компания «Дженк иншаат санайи ве тиджарет лимитед ширкети».

Однако сроки окончания стройки неоднократно переносились, а окончательно возведение остановилось в 2008 году, когда объект построили на 90 процентов. Спустя три года правительство Петербурга признало все документы на строительство объекта утратившими силу.

Сейчас продолжаются суды. После их окончания, по информации администрации Фрунзенского района, недострой выставят на торги. Если новый владелец не решится сносить почти готовый объект, то в жизнь претворятся обещанные планы по строительству набережной Волковского канала, который протекает вдоль Quattro.

 

Институт проблем машиноведения

 

 

В начале 2000-х годов на углу Малого проспекта Васильевского острова и 17-й линии решили построить административное здание для структуры Российской академии наук – Института проблем машиноведения. Предварительно ради крупного проекта снесли жилой дом. РАН в качестве соинвестора и генподрядчика выбрала компанию «ИВИ-93».

Проект 8-этажного дома разработала архитектурная мастерская Цехомского. Перед ним вдоль Малого проспекта предусматривалась площадка, свободная от застройки. Конструкции восьмиэтажки были готовы, но с началом кризиса у ИВИ-93 начались проблемы сразу на всех объектах, а потому дом на Малом бросили, не доделав.

За долги банк-заёмщик продал половину здания, выходящую на 17-ю линию, под бизнес-центр. Недавно его завершил новый инвестор – компания «С.Э.Р.». А основной объём пока пустует и используется граффитистами под огромное размалёванное пространство.

 

Спортивный комплекс

 

 

 

Прежде между Байконурской улицей и проспектом Сизова, позади института «Гидропроект», находились теннисные корты. После обращения инвестора – компании «Корт» – Смольный согласился на строительство здесь нового здания – спортивного комплекса.

Согласно проекту спорткомплекс должен был включать в себя три бассейна, зал для игровых видов спорта, тренажёрные, спортивные и физкультурно-оздоровительные залы, помещения для детских занятий и другие спортивные пространства. Но в связи с кризисом до конца работы так и не завершили. Инвестор успел только сделать фундамент, а также стены и колонны цокольного этажа.

Сейчас компания «Корт» выставлена на торги. Вместе с ней покупателю предоставляется возможность полувековой аренды земельного участка. Причём потенциальный собственник может перепрофилировать объект под торговый центр, несмотря на «спортивное» обременение надела. Но этот пункт нынче обходится довольно легко – достаточно в состав ТРК включить фитнес-клуб.

 

Гостиница «Рэдиссон»

 

 

 

Если выйти из Спасского переулка на набережную канала Грибоедова, вас встретит глухой строительный забор на другом берегу. И стоит он там с десяток лет.

Раньше там находился комплекс трёхэтажных зданий Пробирной палаты. Она была построена в конце XVIII – начале XIX века. Окончательный облик палата приобрела в 1876 году благодаря архитектору Генриху Прангу. Домики носили статус выявленного памятника архитектуры.

Но после «историко-культурной экспертизы» скандально известной мастерской Татьяны Славиной к числу памятников была отнесена только одна-единственная фасадная стенка, выходящая на Казанскую улицу. Всё остальное в 2008 году снесли подчистую. Взамен обещали построить гостиницу «Рэдиссон САС», а фасады, выходящие на канал, воссоздать.

Но начавшийся кризис остановил проект. С тех пор на месте бывшего памятника – болото, и власти пока кроме обещаний продать его на торгах никаких заметных мер не предпринимают.

Существует парадокс: хоть формально город и не имеет никакого права влиять на судьбу частных объектов, но по идее только он может решить проблему заброшенных строек. Потому что в роли главного девелопера у нас всегда выступают городские власти – именно они ответственны за развитие городских территорий. И только чиновники могут найти собственников, усадить их за стол переговоров со всеми возможными заинтересованными лицами, придумать план и условия передачи объекта. При этом город должен выступить и гарантом таких сделок, хотя бы номинально. Словом, при желании превращение недостроев в реальные объекты вполне возможно, просто нужно по-настоящему захотеть избавиться от незавершённых строек и синих заборов.

Надежда Калашникова, директор по развитию строительной группы «Л1»

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.