Почему на доме кит?
Современные художники показали петербуржцам и городским службам, как можно изменить привычную городскую среду
«Розовый уровень» на деревьях показывает, как высоко может подняться вода во время наводнения. Автором выступила американка Стейси Леви, которая, только приехав в Петербург, узнала, что у нас есть дамба
У жителей ничем не примечательного дома, затерявшегося на Мичуринской улице, появился необычный сосед. И если бы он был не нарисованный, то доставил немало хлопот. На одной из «слепых стен» дома раскинулся во всей своей величавой красе белый кит. Создал его петербургский художник Стас Багс в рамках проходящего в нашем городе уже в третий раз фестиваля «Арт-проспект». В этом году мероприятие поменяло традиционное место расположения – переехало с Литейного проспекта на Петроградскую сторону.
Фестиваль открылся в четверг вечером. Правда, многие работы к тому моменту были ещё не закончены, что, впрочем, художников не смутило. Они с удовольствием красили, прибивали и даже сажали цветы под пристальными взорами прохожих. Под ногами спешащих людей вырастали замысловатые тени деревьев, фонари одевались в разноцветные шерстяные узоры, а с дерева пошёл дождь, который не закончится, несмотря на прогнозы синоптиков вплоть до закрытия фестиваля – 28 сентября.
Полсотни российских и зарубежных художников из разных уголков мира показали пример того, как с помощью нескольких десятков необычных арт-объектов можно изменить привычные улицы и дворы одного района. Говорить с петербуржцами они решили на тему, которая им самим оказалось очень близкой, – об отношении человека с окружающим миром.
Так, художница Александра Гарт, сама со стрижкой как у воробушка и пепельным голубем, сидящим на руке, представила горожанам колумбарий – посмертный памятник для всех не спасённых ею пернатых.
– Уже 5 лет как я подбираю на улице голубей и лечу их, – рассказала корреспонденту «НВ» Александра. – Этого зовут До-До, он у меня живёт уже два месяца. Есть ещё Паркинсон. Он инвалид и всё время трясётся, но я его никому не отдам. Как-то у меня в квартире «исцелялось» целых 15 голубей.
Свой проект художница назвала просветительским. На спине у каждой выполненной ею маленькой скульптуры голубя написано имя и причина смерти.
– Я хочу донести, что голубей не надо бояться, – пояснила Александра. – Их можно даже взять в руки, вылечить, отдать в приют.
Грузинский художник Котэ Джинчарадзе решил соорудить такое место на фестивале, где искусством можно будет не только насладиться, но и поговорить о нём. В созданном им доме, на первый взгляд мало отличимом от знакомой каждому дачнику теплицы, установили стол и поставили самовар. Для Котэ его работа – живое воплощение полотен известного грузинского художника Нико Пиросмани, который в своё время предлагал решать споры как раз за столом с чашкой чая.
С первых дней самой популярной у горожан стала работа Петра Швецова, который подарил всем детям и взрослым с душой ребёнка настоящую ожившую мечту – дом на дереве.
Многие работы, как и полагается в современном искусстве, интерактивные, а значит, можно не только посмотреть, но и потрогать и даже принять участие в их создании вместе с художником. Так, в одном из дворов появилось дерево желаний. Писать свои заветные мысли Лидия Игнатенкова предлагает всем желающим.
Одним из красочных моментов фестиваля обещает стать велотур, который американец Роберт Хикман проведёт совместно с активистами движения «Велосипедизация». В нём примут участие уникальные велосипеды, которые художник изготовил вручную.
Стоит отметить, что не все жители города приветливо приняли фестиваль. Были и те, кто выказал недовольство появлением подобных работ в своём дворе. Так не повезло финскому художнику Юкке Силокуннасу, инсталляция которого не прожила и пяти минут после создания. По задумке молодого человека, на одной из арок дома проросли корни. Таким образом Юкка решил пофантазировать и представить дом как живой организм. Недовольные сограждане, не поняв замысел юноши, вырвали арт-объект с корнем.
Обидно, что арт-объекты, на четыре дня появившиеся на улицах Петроградского района, по окончании фестиваля уберут. Правда, останутся тени деревьев, нанесённые аэрозолем через трафарет на асфальт. К слову, размещение всех «экспонатов» согласовано с городскими властями. Ведь последние понимают, что такие фестивали современного искусства, органично вписанные в пространство мегаполиса, необходимы Петербургу как воздух. Именно они заставляют городские службы потихоньку делать город более приятным для глаз горожан. И подвижки уже есть – достаточно вспомнить открытую на днях «Стену свободного творчества», первую из 102 официальных площадок, отведённую чиновниками под легальные граффити. Или арт-объект в виде дерева на Тележной улице, установленный недавно на средства предпринимателя (об этом «НВ» рассказало в статье «В Петербурге посадили дендроид» от 23 сентября 2014 г.). Остаётся надеяться, что этот список пополнится новыми украшениями городской среды уже совсем скоро.
Антонина Фатхуллина решила обыграть историю дома, находящегося по соседству. В народе его называют «Дворянское гнездо» за то, что в своё время в нём проживали выдающиеся горожане Дом на дереве, построенный Петром Швецовым, полюбился как юным, так и взрослым петербуржцам
Цель проекта – сделать так, чтобы жители Петербурга иначе посмотрели на ту среду, в которой они живут. И дать им возможность пообщаться с искусством. Что касается выбранной для фестиваля темы, то нам хотелось затронуть что-то по-настоящему актуальное. Но это не экология в чистом виде, а скорее художественный разговор о тех проблемах, которые сегодня есть между странами, народами, обычными людьми.
Кендал Генри, куратор «Арт-проспекта»