Умолкнул голос соловья
Не стало эстонского певца и музыканта Яака Йоалы
Не стало эстонского певца и музыканта Яака Йоалы.
Он ушёл до обидного рано. В 64 года. Хотя почти двадцать из них мы фактически не слышали его живого пения. Яак перестал выходить на эстраду после того, как распался Советский Союз, и почти потерял себя в новой Эстонии, где всегда относились с подозрением к тем, кто достиг успеха и славы в те годы, когда республика была в составе СССР. Впрочем, даже недруги и завистники не могли не признать обаяние певца, его шарм и умение держать себя на сцене так, будто он пел не эстрадные шлягеры, а вокализы на музыку Баха. При этом в отличие от многих своих коллег значительную часть репертуара Яака составляли песни на русском языке. За что в Эстонии Йоалу в шутку прозвали «кремлёвским соловьём».
Нынче записи Яака Йоалы – золотой фонд нашей эстрады, потому что редкий певец обладал таким музыкальным образованием и опытом, как Яак, умевший играть на многих инструментах, чувствовавший стиль и умевший передать со сцены или с экрана чувства, которые вызывала в нём та или иная песня. Песни в его исполнении превращались в захватывающие истории, к каждой из которой певец добавлял нечто личное. И потому даже те композиции, которые уже пелись другими, в его исполнении звучали совсем по-особенному. И недаром композиторы – лидеры советской эстрады порою явно предпочитали, чтобы их сочинения исполнял именно Йоала. В этом ряду и Паулс, и Зацепин, и Тухманов, и Саульский, и Мигуля.
Появлений певца в отечественном телеэфире его поклонники всегда ждали с нетерпением, потому что знали и были уверены – его выступление не будет похожим ни на кого из звёзд. Имя Яака Йоалы в афише всегда было залогом грядущего зрительского внимания к любому концерту.
Он излучал те положительные эмоции, которых нам сегодня так не хватает и в жизни, и в культуре. И мы всегда с благодарностью будем вспоминать того светлого человека и артиста, который подарил нам столько радости и страсти.