Губит людей вода

«НВ» попыталось разобраться, кто и как обеспечивает безопасность на реках и каналах Петербурга

 

«НВ» попыталось разобраться, кто и как обеспечивает безопасность на реках и каналах Петербурга.

В июле 2011 года на Куйбышевском водохранилище произошла катастрофа, которая потрясла всю страну – затонул прогулочный теплоход «Булгария», погибли 122 человека. История, как известно, не имеет сослагательного наклонения. Тем не менее сегодня так и хочется помянуть нехорошим словом пресловутую частицу «бы». Если бы отвечающие за безопасность плавания должностные лица добросовестно выполняли свои обязанности… Если бы капитан и команда имели должную квалификацию и пунктуально выполняли правила… Если бы коммерсанты в погоне за прибылью не отправили в плавание заведомо неисправное судно…

А как обстоят дела с безопасностью речных перево-зок в Петербурге? И что вообще происходит на этом рынке в северной столице?

Какой самый простой путь к обеспечению тотальной безопасности, пусть только видимой? Правильно! Нужно до бесконечности плодить проверяющие и контролирующие организации, тем самым демонстрируя бурную деятельность. И что же мы имеем на сегодня?

Начнём с правоохранителей и силовиков. Загибаем пальцы: прокуратура, Северо-Западное управление на транспорте МВД, ОМОН. Сюда же можно пристегнуть и Государственную инспекцию маломерных судов, входящую в состав МЧС. Итого четыре.

Теперь организации проверяющие, контролирующие, надзирающие и лицензирующие. Здесь у нас Российский речной регистр, Российский морской регистр судоходства, Госморречнадзор, ФБУ «Администрация «Волго-Балт», Администрация морского порта, Капитан бассейна внутренних водных путей… Ещё шесть.

Итого получается десяток. Семь нянек тихо курят в сторонке.

При этом ГИМС – одна из немногих, если не единственная организация, которая может без всяких ограничений контролировать любой водоём города. Для остальных, кто работает с судами, прошедшими через морской или речной регистр, существует священная книга – Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ). Это некий свод законов, регулирующий все отношения, возникающие на внутренних водных путях. Своего рода водные ПДД, только шире.

Но в Петербурге с КВВТ есть одна проблема. Его действие распространяется только на федеральные воды. То есть на главный судовой ход. А к таковому в северной столице относится собственно Нева и все Невки. А вот Фонтанка, Ждановка, Мойка, канал Грибоедова и иже с ними под действие КВВТ не подпадают. Это – городские воды. Там свои законы.

Попробую переложить эту ситуацию на понятный большинству дорожный язык. Представьте себе, что на Кольцевой автодороге, Московском, Таллинском, Мурманском и прочих шоссе, которые являются дорогами федерального значения, действуют одни правила. А на собственно уличной сети Петербурга – другие. Похожие, но не совсем те. И автомобили, которые ездят по федеральным трассам, должны состоять на учёте у федерального ГИБДД, а остальные – у городского. И городская автоинспекция не может остановить для проверки «федеральный» автомобиль, который в принципе не должен ездить по городу. А федеральная не имеет полномочий соваться на улицы. И горожанам-автомобилистам запрещено пересекать федеральные шоссе, чтобы попасть с одной улицы на другую. Скажете, бред? А ведь нечто подобное творится на водных артериях нашего города.

Получается, что на внутренних реках, например Фонтанке, канале Грибоедова, Мойке, Кодекс водного транспорта уже не действует. А что в таком случае можно предъявить нарушителям?

– Только нарушение правил безопасности и нарушение правил оказания услуг, – рассказывает Андрей Умнов из Управления внутренних дел на транспорте. – Но притом что эта территория спорная между нами и ГУВД, мы не складывали с себя полномочий, не отказывались работать и обслуживаем её полностью и каждодневно занимаемся выявлением правонарушений. Проблема в том, что ловить «своих» ГИМС может везде. А вот над «регистровыми» (стоящими на учёте в регистре) он не властен. Хотя суда нескольких классов имеют право заходить во внутренние реки.

***

Сергея, назовём его так, я знаю больше десяти лет. Он профессиональный речник со стажем. В советские годы исходил всё: от Ладоги до районов Крайнего Севера. А в начале 1990-х все свои заработанные за полярным кругом деньги вложил в первый катер. Восстановил его своими руками и в числе первых вышел к Аничкову мосту, чтобы составить конкуренцию тогда ещё государственным экскурсионным судам. Прошёл и «крышевание» братвой, и милицейские поборы, и многое другое. Но сумел сохранить бизнес. Объединившись с такими же, как он, построил с нуля несколько судов, на которых сегодня катают туристов.

Можете не верить, но в сутолоке на Фонтанке у Аничкова моста крайне мало действительно старых плавсредств и очень много «новостроя». По своей серости я считал, что плоские посудины со стеклянной крышей, которые помню ещё по юношеским годам, достались в наследство от советской власти. Но меня уверили, что в большинстве своём все они уже современной постройки. Хотя проект очень похож.

Но в этой толчее один старожил – теплоход «Всегда готов». Этому «юному пионеру» уже перевалило за 80! Датой его рождения числится 1931 год. Рядом с ним курсирующий по Неве «Сенатор» 1956 года постройки смотрится просто мальчишкой.

Кстати, после катастрофы «Булгарии» промелькнуло сообщение о запрете эксплуатации судов, возраст которых превышает 35 лет. Всех, с кем мне приходилось разговаривать, я спрашивал об этом постановлении, приказе или каком-то подобном документе. Никто не знал. Остаётся предположить, что под впечатлением аварии кто-то где-то в запале бросил такую фразу, но потом одумался. Потому как пришлось бы списать в утиль практически весь крупный речной флот.

Но вернёмся к нашим бизнесменам. Сегодня Сергей уже не стоит у штурвала и туристов не катает. В компании он выполняет функции специалиста по согласованиям. Фирмам, которые владеют больше чем одним судном, приходится держать человека, который знает, когда, к кому, с какими документами нужно идти. А ходить приходится много. Потому как все суда, состоящие на учёте в регистре, ежегодно перед началом навигации должны проходить освидетельствование. В противном случае им будет запрещён выход на воду. Кроме того, один раз в пять лет необходимо пройти квалификационное освидетельствование. Это более жёсткое и подробное обследование на предмет соответствия требованиям безопасности. На усмотрение специалистов регистра срок квалификационного освидетельствования может быть сокращён. Вплоть до ежегодного. Чаще всего поводом для этого становится преклонный возраст.

По уверениям бизнесменов, взяток как таковых сегодня уже не берут. Жёсткий приговор по «Булгарии» не способствует допуску явно не соответствующих критериям судов. А вот с поборами дело обстоит иначе. Хотя и тут прямо никто ничего не просит. Есть куда более хитрые и безопасные с точки зрения законодательства схемы.

К примеру, вышли новые технические требования и нужно установить или перенести на новое место механизмы. Но для того, чтобы это сделать, необходим согласованный проект. Никаких проблем! Вы, конечно, можете выполнить его сами. Но без гарантии, что эксперты контролирующей организации не найдут в ваших бумагах ошибку и не отправят всё переделывать. И так до бесконечности. А время уходит, судно в простое, деньги потеряны. Но можно избежать мучений – стоит только нанять некую проектную контору. Ну, по чистой случайности может оказаться, что руководит ей один из дальних родственников высокопоставленного чиновника, а работают бывшие сотрудники проверяющей организации. Зато ваши проблемы окажутся в прошлом.

По словам Сергея, в этом году их компания за допуск двух судов и катера к перевозкам пассажиров отдала более полумиллиона рублей.

И это только часть большого пути. Ведь для того, чтобы легально возить пассажиров, нужна ещё и лицензия. И с её получением не так всё просто.

– Для начала необходимо обзавестись судном. Купить, арендовать, взять в лизинг, – рассказывает заместитель начальника Северо-Западного управления Госморречнадзора Виктор Волков, – После этого пройти освидетельствование в Речном регистре. Затем в ФБУ «Волго-Балт» получить судовой билет. И уже пройдя все эти этапы, собрав необходимый пакет документов, обратиться за лицензией к нам.

***

Понятно, что на подвиги с легальным оформлением своего бизнеса способен не каждый. Одиночке тут вообще нечего делать. А заработать хочется… Нет ничего проще! Можно на свой страх и риск катать туристов леваком. Отчислений нет, налоги платить не нужно, с проверками заморочек меньше, значит, можно и ценник сделать пониже, чем у «официалов». Правда, встать придётся в месте не столь удобном, как окрестности Аничкова моста. Туда нелегалов не пустят прошедшие официальное оформление конкуренты. С этим у них строго. Сдадут полиции, Госморречнадзору или другому кому и никаких угрызений совести при этом не испытают.

– В случае отсутствия лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штраф может составить до 400 тысяч рублей, – говорит Виктор Волков. – В этом году мы завели порядка 80 административных дел. Было бы больше, если бы подросло качество подготовки передаваемых в суд материалов.

Но главную тяжесть борьбы с нелегалами несёт подразделение со сложным названием «Отдел организации применения административного законодательства Управления на транспорте МВД России по СЗФО». Их хлеб – всё, что подпадает под действие Кодекса об административных правонарушениях. В том числе и ведение коммерческой деятельности без необходимых документов.

– В этом году за перевозки пассажиров без лицензии мы задержали порядка 160 судов, – рассказывает начальник отдела Андрей Умнов. – Но тут есть маленькая проблема. У нас нет штрафстоянки для судов, задержанных по этой статье. Приходится ограничиваться изъятием документов. Правда, легче от этого нарушителю не становится – ходить он всё равно не может. И судно стоит опечатанным до суда. Но на своей стоянке.

***

По словам легальных судоводителей, любая серьёзная авария, если такая, не дай бог, случится в Петербурге, сразу отразится на них – проверками замучают. Поэтому с правоохранителями они в целом солидарны.

Но тем не менее даже с «официалами» случаются проблемы. В ночь на 1 августа 2012 года прогулочное судно «Росси» с пассажирами на борту столкнулось с сухогрузом «Килаври». От столкновения «Росси» перевернулось, пассажиры оказались в воде. К счастью, все они отделались сильным испугом и переохлаждением. По мнению специалистов, с которыми приходилось обсуждать это происшествие, во многом людей спасло соответствие пассажирского судна требованиям безопасности. Конкретно – наличие водонепроницаемых переборок. Они не уберегли его от затопления, но дали другим судам возможность подойти к месту аварии и спасти людей.

О предпосылках этого ЧП, на мой взгляд, стоит поговорить особо. Есть мнение, что уже после прохождения проверки регистра на судне сделали надстройку, ограничившую видимость ходовых огней. Что будто бы и затруднило его обнаружение экипажем «Килаври». Но официального подтверждения этого факта у меня лично нет. Главное же вообще понять: как «Росси» оказалось ночью на фарватере на пути каравана. Попробуем разобраться.

Произошла авария в самое любимое туристами время разводки мостов, когда многочисленная флотилия стремится сделать то, что ей категорически запрещено, – пройти под поднятым судоходным пролётом. Как правило, раньше пассажирские суда с самым началом разводки трогались всей стаей от Сенатской площади вверх по течению, до каравана успевали дойти до входа в Фонтанку и исчезали там. Но с появлением приказа Минтранса № 235 «Об утверждении правил движения и стоянки в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации» выход, а главное – вход в Фонтанку и Зимнюю канавку ночью на время прохождения больших судов блокируется. Свободнее от этого на Неве не стало. Просто коммерсанты начали выходить заранее. А поскольку деться после прохождения под мостами некуда, они вынуждены либо швартоваться в несколько бортов к необорудованным набережным и с риском для здоровья высаживать пассажиров, либо нарезать круги, создавая опасность для судоходства. В неофициальных разговорах многие собеседники говорили о нелепости требования «не пущать» во внутренние воды. Дескать, только создаём предпосылки для аварийной ситуации. Но разводили руками: наше дело выполнять! Так что, вполне возможно, ситуация, которая привела к аварии с «Росси», может повториться.

***

Но если легальные судоводители всем известны и их можно как-то прижать, пригрозить и добиться исполнения, то вот с «дикарями» всё гораздо сложнее. За несколько дней до аварии «Росси» ЧП с куда более тяжёлыми последствиями произошло в Ждановке. Прогулочный катер на большом ходу врезался в один из устоев пешеходного моста. Двоих молодых людей – пару, которая отмечала годовщину свадьбы, – вышвырнуло за борт. Капитан же с места трагедии скрылся. По словам полицейских, у девушки был перелом таза, проломлена грудь, разбито лицо. Молодой человек также получил серьёзные травмы лица. На момент передачи дела следственным органам он находился в коме. Его жена также не могла давать показания. Чем закончилось это дело – не могу сказать. Мой запрос в районный суд, где слушалось это дело, на момент написания статьи ещё гулял по инстанциям. Единственные следы удалось найти на сайте Следственного комитета. Капитан обвинялся по ч. 1 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Был ли он на тот момент трезв или нет – официальный сайт СК умалчивает.

Совсем недавно, в середине сентября, не слишком трезвый капитан решил полихачить на катере. В результате во время одного из виражей пассажиров выбросило за борт. Один из них получил травмы и был госпитализирован. Что характерно, в обоих случаях доказать, что капитаны занимались нелегальным извозом, не удалось. Слишком тонкая статья. А пассажиры и капитан всегда в один голос уверяют, что знакомы давно. Дружат домами! Или семьями?

В итоге получается, что как ни наблюдай, а кто-нибудь да прорвётся через расставленные сети.

прямая речь

«Порядка стало больше»

Андрей Умнов, начальник отдела организации применения административного законодательства Управления на транспорте МВД России по СЗФО:

– За месяц до волжской катастрофы мы провели первую операцию «Причал». Наше управление достаточно молодое – оно было создано в 2010-м, и мы сразу стали серьёзно заниматься проблемами безопасности. На тот момент вода была бесхозной. Мы видели суда, которые протекали, и из них на ходу откачивали воду. В первую навигацию мы уделили этому особое внимание. Мне трудно объяснить, почему так было. С тех пор трижды в год мы проводим операции «Причал» и «Фарватер». Эти спецмероприятия охватывают весь федеральный округ. На воде стало больше порядка. Хотя работы прибавилось. И катеров стало больше, и остальной флот пополняется. По нашим сведениям, на учёте в регистре стоит порядка 2000 судов. Могу заявить со всей ответственностью, что суда у нас полностью соответствуют требованиям закона о безопасности. Все знают, чем это заканчивается, так зачем лезть на рожон? Конечно, бывают единичные случаи. В прошлом году мы задержали судно «Хоттабыч» за перевозку детей без жилетов. Завели уголовное дело по статье 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.