«Мы нарастим экспортные возможности»

Накануне форума ОНФ петербургский эксперт делится своим взглядом на проблему импортозамещения

Накануне форума ОНФ петербургский эксперт делится своим взглядом на проблему импортозамещения

Санкции для российского бизнеса – как толчок, они создают условия, в которых отечественным предприятиям стало просто необходимо собраться с силами и совершить прорыв – и информационный, и технологический, и научный. И в этом смысле санкции нам даже на руку. Ограничили импорт? Так мы произведём своё, не хуже заграничного, а потом ещё и экспорт наладим. К такому выводу пришёл Общероссийский народный фронт, который планирует посвятить второй «Форум действий» в ноябре этого года как раз экономическим проблемам. В ходе подготовки к форуму ОНФ совместно с правительством Ленинградской области провёл круглый стол для представителей различных областных производств, сферы образования и СМИ, где эксперты высказали свой взгляд на проблему импортозамещения. Об основных плюсах и минусах такой экономической политики рассказал директор НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Сергей КАДОЧНИКОВ:

– Импортозамещение при прочих равных – это уход с мирового рынка или сокращение своего присутствия там. Внешняя торговля и открытость положительно сказываются на экономике. А закрытость, наоборот, – отрицательно. Но это общий рецепт, на некоторых этапах развития такой взгляд преломляется. Например, когда в мировой экономике появляется явный лидер, странам, идущим следом за ним, хочется выйти из его тени, поддержать свою промышленность, выйти на новый технологический уровень.

Эти страны могут временно использовать политику импортозамещения, чтобы «нарастить мускулы». Но это всегда временно и не всегда удачно. Яркий пример – Латинская Америка после Второй мировой войны, когда Аргентина и Бразилия закрыли свою экономику, установив импортные таможенные тарифы. Тогда итог был плачевный – большие объёмы государственного финансирования экономики повлекли за собой большой государственный долг, падение валюты и резкое снижение уровня жизни населения.

Но есть и обратные примеры из более поздней истории, когда над мировыми экономиками нависла глобализация. В Китае, Тайване, Сингапуре, Индонезии импортозамещение было скорее успешным и обеспечило экономический рост. Но если Латинская Америка – это импортозамещение вне связи с развитием экспорта, это работа на внутренний рынок, то для того же Китая импортозамещение – способ выйти на зарубежные рынки. В этом случае оно позволяет стране со временем стать крупным экспортёром. Импортозамещение в этой ситуации нужно не для того, чтобы остаться закрытым, а для того, чтобы вырастить промышленных лидеров и отрасли, которые завтра станут конкурентоспособными на международном рынке.

И мне кажется, что Россия должна взять за основу импортозамещение второго плана. И не нужно думать, что оно понадобится нам лишь в ближайшие год-два, пока санкции не будут отменены. Не стоит сейчас ставить перед собой столь узкую задачу. Мы должны использовать это время для того, чтобы стать сильнее и затем выйти на мировой рынок. Путём импортозамещения нам нужно нарастить экспортные возможности.

А что касается импортозамещения в пределах региона, нужно учитывать, что один регион не должен заниматься сразу всем, что есть в российской экономике. Регион должен выбрать отрасли, в которых он будет иметь преимущество, и сконцентрировать внимание на развитии этих отраслей. Кроме того, государству стоит активнее помогать исследованиям и разработкам – научной составляющей экономики. Им нужны не просто госзаказы, а финансовая помощь «на вырост».

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.